Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Лукашенко сделал ход Макеем
    На белорусской номенклатурной доске все фигуры, кроме короля — пешки…
  2. Куба выказала заинтересованность в белорусских беспилотниках
    Они годятся для выполнения самых разнообразных задач в интересах гражданских, силовых и оборонного ведомств…

Политика

Не плюшевый Медведев пощелкал в Минске кнутом


Идиллия кончается, Москва начинает потихоньку поджимать белорусского союзника. Таков сухой остаток визита российского премьера Дмитрия Медведева в Беларусь 18 июля.

Дмитрий Меддведев

Высокий гость, прилетевший сюда — формально на союзный совмин — вскоре после скандальной шведской бомбардировки плюшевыми медведями, при всем обилии звонкой интеграционной риторики продемонстрировал отнюдь не плюшевый нрав. Скорее, Минск увидел пока лишь слегка выпущенные медвежьи когти Москвы.

Российский премьер заявил, что партнерам «не отвертеться» от приватизации «Беларуськалия», а вопрос объединения МАЗа с КамАЗом (здесь Минск тоже долго упирался) почти решен. Также может закрыться для белорусских властей лавочка с экспортом в астрономических масштабах якобы растворителей и разбавителей.


Ворон ворону глаз не выклюет

Накануне в белорусской столице прошел уже традиционный перед приездом московского начальства хапун — превентивно хватали и упекали в кутузку всяких «деструктивных элементов». В связи с чем «Молодой фронт», зарегистрированный в Чехии и регулярно попадающий под раздачу в родных палестинах, обратился с письмом к Медведеву, чтобы тот повлиял на Лукашенко.

Юные оппозиционеры дипломатично назвали российского гостя «человеком прогрессивным и цивилизованным». Да уж, в свое время либеральная риторика дуумвира питала иллюзиями и российских демократов. Но Медведев и в пору своего президентства дальше красивых словес не пошел, а теперь и вовсе мало на что может повлиять даже в самой России.

На смену его пустым банальностям типа «свобода лучше несвободы» пришел репрессивный тренд Путина, называющего своих оппонентов бандерлогами. Менее начитанное белорусское начальство довольствуется жаргонным словечком «отморозки», но в принципе хрен редьки не слаще.

Сегодня кремлевский режим словно соревнуется с белорусским по части закручивания гаек. Так что в плане отношения к внутренней (да и внешней) политике Минска ворон ворону глаз не выклюет. Напротив, Кремль помогает «последней диктатуре Европы» увереннее сжимать кукиш проклятому Западу.

Другое дело — чисто конкретные бабки. Вот здесь табачок врозь. Медведев в Минске провел, судя по всему, дискомфортную для хозяев беседу на тему растворителей и разбавителей, взрывной экспорт которых из Беларуси заставил Москву заподозрить неладное. А именно — что партнер по Таможенному союзу, клея фальшивые этикетки на цистерны с нефтепродуктами, ловко ускользает от уплаты экспортных пошлин в российскую казну.

«Мы договорились во всем разобраться досконально, и после того как разберемся — принять необходимо решения, даже если они будут трудными. И в случае если будет определено, что были нарушены какие-то правила, лица, которые их нарушали, должны понести ответственность, а экономические интересы должны быть восстановлены»,сказал постфактум Медведев.

Попробуйте догадаться с трех раз, чьи экономические интересы, как он предполагает, нарушены. Короче, хитрая схема для Минска, похоже, будет перечеркнута. А это — потеря на миллиарды.

Второй дискомфортной для хозяев темой стал вопрос приватизации, с которой Лукашенко, мягко говоря, не спешит. Москва тем временем теряет терпение, что и дал понять в Минске российский премьер.


Не зажимайте фамильное серебро!

«Представляется, что медовый месяц в белорусско-российских отношениях, тянувшийся с ноября прошлого года где-то по июнь нынешнего, сменился если не скандалами с битьем посуды и физиономий, то суровыми семейными буднями», — отметил в комментарии для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст.

По его словам, Медведев не очень жестко (по крайней мере публично), но довольно настойчиво напоминал о необходимости форсировать приватизацию желательных для России объектов, говорил о фактической контрабанде нефтепродуктов под видом растворителей и об иных сюжетах, «в связи с которыми российская плата за интеграцию (или отсутствие встречных шагов) представляется Москве несколько завышенной».

Впрочем, отмечает Юрий Дракохруст, «исход этих задушевных бесед неясен. Лукашенко не продал «Беларуськалий» даже в 2011 году, когда национальная экономика корчилась в конвульсиях кризиса». Аналитик допускает, что нервное противостояние с Москвой по вопросу уступки фамильного серебра продолжится.

Вообще белорусско-российская интеграция напоминает трудный неравный брак с периодическими обострениями на грани развода. А потом снова типа  «милые бранятся — только тешатся».

Тот же Медведев во время информационной войны мочил Лукашенко в своем видеоблоге, а белорусский официальный лидер, в свою очередь, обличал хищнический оскал российского империализма. И ныне фраза московского гостя «Я не забываю ничего», когда Лукашенко благодарил его за то, что тот сдержал обещание приехать в Беларусь, прозвучала весьма многозначительно.

В общем, никакой братской любви, один голый расчет, который и заставляет раз за разом мириться. Последнее замирение связано с путинским проектом евразийской интеграции, в который Беларусь заманивали пряниками.

Так, сам Путин во время недавнего визита в Минск, как шубу с барского плеча, подарил третий транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС, при том что Беларусь не выполнила условия его получения, связанные с приватизацией. А сейчас вот сопровождавший Медведева замглавы Минфина России Сергей Сторчак сообщил, что до конца года Минск имеет все шансы получить четвертый транш того же кредита — еще 440 миллионов долларов.

Но в целом «пруха» для Минска заканчивается, предгрозовые раскаты новых скандалов все явственнее. Атмосферу двусторонних отношений отравляют химические опыты белорусской стороны с растворителями-разбавителями, ее неуступчивость в плане продажи вкусных для российского капитала активов. Наконец, испортил малину феерический полет шведских Карлсонов с моторчиком, посрамивших доблестную ПВО синеокой республики.


Карлсоны с моторчиком испортили малину

В открытой для прессы части диалога с Медведевым Александр Лукашенко загадочно обмолвился о неких неблагоприятных тенденциях, «которые надвигаются на нас с вами не то с запада, не то с юга — со всех концов». Вероятно, юг — это намек на угрозу коллапса ОДКБ: Узбекистан приостановил членство, а соседние Таджикистан с Киргизией тут же заломили цены за военные услуги.

Логика понятна: чем меньше у Москвы союзников, тем щедрее их надо оплачивать, чтобы совсем не разбежались. Тут бы и Минску потрясти лишний раз московскую казну. Пластинка известная: мы — ваш щит на западных рубежах и все такое.

Но, как назло, подложили свинью загадочные шведы, совершившие 4 июля на легкомоторном самолетике рейд в поддержку демократических свобод в Беларуси. Во всяком случае, все больше доказательств, что это не фейк, а реальное вторжение в священные пределы Союзного государства. И если так, то вся горделивая риторика о западном щите для Москвы серьезно дискредитируется.

Во время визита Медведева разбор полетов не выплеснулся на публику, но есть основания предположить, что за кулисами был серьезный разговор. А публичная фаза, возможно, еще впереди.

Военный эксперт Александр Алесин отмечает, что белорусская ПВО не заточена под низколетящие объекты. И в частности, «особенно катастрофические последствия может иметь воздушное нападение на АЭС. Такая угроза станет вполне реальной для Беларуси после пуска в эксплуатацию атомной электростанции в Островце».


«Мирный атом» на десять миллиардов

Между тем именно к визиту Медведева приурочили подписание генерального контракта на строительство в Беларуси АЭС. Поэтому, к слову, в Минске нынче винтили на только «Молодой фронт», но и зеленых — активистов антиядерной кампании, чаявших передать в российское посольство свою протестную петицию.

Обозреватель Ирина Крылович, пишущая на тему ядерной энергетики, отметила в комментарии для Naviny.by, что контракт на АЭС — документ коммерческий, поэтому целиком мы его текст не увидим. «В нем могут быть и подводные камни, так что не исключены конфликты», — считает собеседница и напоминает о многочисленных газовых спорах между Москвой и Минском.

Москве сделка выгодна: большую часть 10-миллиардного кредита российский Минфин де-факто переложит в карманы российских же фирм, которые будут строить станцию и делать для нее начинку. Ну а белорусы потом будут вынуждены вернуть эти десять миллиардов с процентами.

Насколько выгоден проект Беларуси? Даже если исключить второй Чернобыль, которым пугают экологи, то «тупик ядерной энергетики в том, что безопасность слишком дорого стоит», отмечает Ирина Крылович. Между тем строится АЭС всего-то на 60 лет, а морально устареть может гораздо раньше.

«В стратегическом же плане это, конечно, привязка к России», — полагает аналитик.

Минск все прочнее приковывает себя к проблемной восточной соседке. Со всеми вытекающими последствиями.

Оценить материал:
Средний балл - 4.50 (всего оценок: 94)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Да уж... По большому счету вот где бы пригодилась реальная 80% поддержка населения, но её никогда не было... Была бы, посадили данного плюшевого медвежонка на кукурузник и сбросили бы на парашюте на Кремль за подобную риторику, но если бояться своих кремлядских хозяев больше своего народа, то так и бывает... Хана Белкалию...
  • Ну да, тут за достижение считают среднюю зарплату в 500 долларов, а там безработные больше получают. )))
  • Да, надо исправляться, вы правы. Начните с орфографии :)
  • А еще не надо увязывать политику сильной москвы с нашей "слабостью". Мы еще не плохо держимся. И самое главное выглядим молодцом по сравнению с некоторыми южноевропейскими и восточно европейскими экономиками. и эти надо гордится, от этого надо работать еще больше.
  • Брет какой-то. Раньше писали лучше. Здесь обсосали ложку и додумали на трешку. Ни понять кто кого и за что. Надо исправляться, а то я читать статьи из одной фразы больше ни хочу.
  • Ух, и Дракохруст как всегда неимоверно сгустил краски. Ну, как же, выдать желаемое за действительное - его хлеб.

Интересные Факты

Загрузка ...