Другие материалы рубрики «Политика»
-
По Беларуси бродит призрак перестройки
Способен ли на нее Лукашенко? Позволит ли Москва Беларуси новый курс? -
«Убийц белорусского легпрома» помиловали до выборов
Государство вроде бы и готово чем-то помочь ипэшникам, но — со своей слоновьей грациозностью…
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Александр Лукашенко вылетел в Казахстан
- Бывший посол Украины в Минске: судьба Беларуси, как и судьба Лукашенко, находится в руках Кремля
- Накануне Дня Победы в Москве пройдет неформальная встреча лидеров стран СНГ
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
- «Мы не стали громить памятники, менять названия улиц и извечные символы»
Политика
У Минска и Анкары нет поводов ругаться
С начала 2000-х годов Беларусь и Турция выстраивают отношения на прагматичной основе, отказавшись от ценностного компонента сотрудничества. Новый принцип общения поспособствовал расширению взаимодействия в области торговли и инвестиций, хотя говорить о стратегическом партнерстве пока не приходится.
Начало развитию сотрудничества между Республикой Беларусь и Турецкой Республикой было положено в декабре 1991 года, когда Турция признала независимость белорусского государства, сделав это первой из стран, расположенных вне пределов СНГ. Акт признания был подкреплен установлением дипломатических отношений 25 марта 1992 года.
В 1992 году в Минске приступило к работе турецкое посольство, в 1997 году в Анкаре на условиях взаимности было открыто посольство Беларуси.
В июле 1996 года в Турции впервые побывал с официальным визитом Александр Лукашенко. Главным итогом стало подписание договора о дружбе и сотрудничестве (вступил в силу в апреле 2000 года).
В первом десятилетии XXI века политический диалог между двумя странами стал более стабильным. Контакты развивались на уровне правительств, парламентов и внешнеполитических ведомств.
В 2000, 2001, 2004, 2005, 2006, 2008, 2009, 2010, 2011 годах министерства иностранных дел проводили совместные консультации, на которых обсуждали актуальные вопросы двустороннего взаимодействия в различных сферах, урегулирования региональных конфликтов, расширения взаимодействия на международной арене.
В 2010 году стороны приступили к обсуждению вопроса отмены виз для взаимных поездок граждан двух стран и ныне выходят на завершающую стадию этого процесса. Есть основания предполагать, что вопрос об отмене виз будет решен положительно.
Турция признала результаты всех парламентских и президентских выборов в Беларуси, которые проводились в 2000-2012 годах. В апреле 2002 года в турецком парламенте была образована группа дружбы и сотрудничества с Национальным собранием Республики Беларусь. Депутаты Национального собрания образовали группу по сотрудничеству с парламентом Турции в 2001 году. Межпарламентский диалог получил развитие в ходе визитов турецких парламентариев в Беларусь в 2004, 2008 и 2010 годах и белорусских парламентариев в Турцию в 2002, 2005 и 2009 годах.
В октябре 2010 года Александр Лукашенко побывал в Турции с рабочим визитом, в ходе которого выразил готовность придать двусторонним отношениям характер стратегического партнерства.
В феврале текущего года в Стамбуле начало функционировать Генеральное консульство Республики Беларусь, работа которого дополнила работу посольства в Анкаре.
В 2000-х годах Беларусь и Турция продолжили взаимодействие в рамках ООН и ОБСЕ. В рамках ООН турецкая сторона выражала поддержку усилиям Беларуси по формированию Глобального партнерства по борьбе с торговлей людьми. В 2005 году Турция поддержала предложение о предоставлении Республике Беларусь статуса наблюдателя в Организации Черноморского экономического сотрудничества и выразила согласие на прием Беларуси в ВТО.
Также Турция выступала за восстановление статуса специально приглашенного в Парламентской ассамблее Совета Европы для Национального собрания Республики Беларусь. В свою очередь, белорусские дипломаты в 2010 году предлагали предоставить Турции, наряду с Россией и Казахстаном, статус друга «Восточного партнерства».
Беларусь не вмешивалась в конфликты Турции с соседними государствами (прежде всего Грецией и Сирией), призывая решать спорные ситуации путем переговоров. Представители Минска и Анкары неоднократно обращали внимание на совпадение подходов по вопросам прав человека и формирования новых отношений европейской безопасности.
К нынешнему году Беларусь и Турция смогли создать ряд организационных структур, деятельность которых направлена на укрепление и расширение двусторонних связей. Такими структурами стали Совет делового сотрудничества; межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству, комиссии по туризму, научно-техническому сотрудничеству, международному автомобильному сообщению, по линии МВД, по консульским вопросам, по сотрудничеству в области оборонной промышленности.
В феврале текущего года Беларусь и Турция выразили намерение создать рабочую группу по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства.
Расширение политического диалога сопровождалось формированием положительной динамики в области торговли и инвестиций. В 2000-2010 годах белорусско-турецкий товарооборот увеличился с 49,1 до 364,2 млн. долларов.
Кризисные явления в мировой экономике не стали непреодолимым препятствием в развитии двусторонних торгово-экономических связей. В 2011 году объем белорусско-турецкой торговли достиг рекордного показателя в 447,7 млн. долларов. В январе-мае текущего года товарооборот составил 187,6 млн. долларов (динамика роста составила 104,4%).
Импорт турецкой продукции в Беларусь явно преобладает над экспортом белорусской продукции в Турцию. В 2008 году экспорт белорусских товаров в Турцию составил 108,9 млн. долларов, а импорт товаров из Турции — 223,2 млн. долларов. В 2009 году объем белорусского экспорта в Турцию составил 79,2 млн. долларов, объем турецкого импорта в Беларусь — 187,6 млн., в 2010 году соответствующие показатели достигали 104,8 млн. и 259,4 млн. долларов, в 2011 году — 129 млн. и 318,7 млн. долларов.
В январе-мае нынешнего года объем белорусского экспорта в Турцию достиг 63,2 млн. долларов (114,7% к уровню аналогичного периода предшествующего года), объем турецкого импорта в Беларусь — 124,4 млн. долларов (99,8%).
В 2009 году существенно сократились поставки в Турцию белорусских калийных и азотных удобрений, но зато возросли поставки продуктов деревообработки. В прошлом году из Беларуси в Турцию направлялись преимущественно металлопродукция, продукты нефтехимии, льняные ткани, продукты деревообработки, сложнотехническая продукция, ткани из синтетических комплексных нитей.
Структура импорта из Турции за последние годы существенных изменений не претерпела. Основные позиции в нем занимали и продолжают занимать цитрусовые плоды, томаты, трикотажное полотно, легковые и грузовые автомобили, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, дубленая кожа, станки и оборудование, различные виды тканей, литые изделия из черных металлов, туалетная бумага.
Турция вошла в число наиболее значимых инвестиционных партнеров Беларуси. В 2004 году в белорусскую экономику было направлено турецких инвестиций на 1,2 млн. долларов (в том числе прямых — на 450 тыс. долларов), в 2009 году — на 9,7 млн. (в том числе прямых — на 9 млн. долларов). Главным образом турецкие инвестиции направлялись в строительную сферу.
В 2000-х годах с помощью турецких фирм был реконструирован отель «Минск», а также построены пятизвездочный отель «Краун Плаза» и центр бизнеса и развлечений «Журавинка» в Минске. Турецкие деловые круги проявляли интерес к сферам транспорта, связи, легкой промышленности, но считали, что сотрудничество в области инвестиций сдерживают недостаток информации о возможностях Беларуси и неповоротливость белорусских государственных структур.
Для устранения этих недостатков в конце 2010 года в Минске открылось представительство турецкой компании IVESCO — консалтинговой компании Invest Busines Consult. Его деятельность была направлена на привлечение турецких инвесторов на белорусский рынок и оказание белорусским компаниям консультативных услуг относительно международных тендеров.
В целом же можно сказать, что в 2000-х годах взаимодействие между Беларусью и Турцией развивалось в конструктивном духе. Можно предполагать, что и в дальнейшем отношения сохранят стабильность и будут сориентированы на практическое взаимодействие двух стран, хотя белорусское направление по своей значимости явно уступает другим векторам внешней политики Турции.
Последние Комментарии