Другие материалы рубрики «Политика»

  1. По Беларуси бродит призрак перестройки
    Способен ли на нее Лукашенко? Позволит ли Москва Беларуси новый курс?
  2. «Убийц белорусского легпрома» помиловали до выборов
    Государство вроде бы и готово чем-то помочь ипэшникам, но — со своей слоновьей грациозностью…


Политика

НА «РУБИКОНЕ». 2. Станет ли Кремль менять Лукашенко?


Предыдущий материал цикла:
НА «РУБИКОНЕ». 1. Лукашенко консервирует страну ради власти

После Крыма уже не факт, что Кремль будет вечно поддерживать Александра Лукашенко. Так считает Аркадий Мошес, научный сотрудник Финского института международных отношений.

Вообще на конференции «Рубикон-2014» в Таллинне не раз звучало это «после Крыма». Среди экспертов преобладало мнение, что в контексте российско-украинского противостояния, новой жесткой внешнеполитической линии Москвы возможности геополитического маневра для белорусского режима сузились, опасность же потери суверенитета страны усилилась.

Разгорелась и дискуссия относительно того, в какой мере сегодня устраивает Москву первый и пока непоколебимый президент Беларуси. Кто-то утверждал, что в отношении него по-прежнему действует концепция «нашего сукина сына», иные же не исключали, что Кремль может сменить эту фигуру на более удобную.


«Аншлюс Беларуси — это вообще не проблема!»

Политический проект «воссоединения России и Беларуси» при определенных условиях может быть востребован Кремлем, заявил Аркадий Мошес.

«После Крыма устроить аншлюс Беларуси — это вообще не проблема! Люди, которые не посчитали, сколько будет стоить Крым, так же не будут считать, сколько будет стоить Беларусь», — говорит эксперт из Хельсинки.


Основатель НИСЭПИ Олег Манаев и Аркадий Мошес (справа)

По его мнению, перспектива поддержки Москвой нынешнего белорусского руководства зависит, в частности, от будущего состояния российской экономики и рейтинга Владимира Путина.

Этот рейтинг, поднятый на волне присоединения Крыма, «не будет держаться бесконечно», полагает Мошес. В случае ухудшения экономической ситуации в России, снижения популярности Путина политический проект поглощения Беларуси может стать для Кремля в практическую плоскость, допускает аналитик.

«Мы привыкли мыслить рациональными категориями и считать Россию рациональным актором», отметил Мошес, но в крымском вопросе, по мнению политолога, «Россия во многом пошла на поводу эмоций».

Да, после Крыма можно ожидать всего. Стало очевидно, что ни одна из постсоветских границ не является неприкосновенной, отметил, со своей стороны, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников


Андрей Поротников

Еще одним уроком, по его мнению, стало то, что никакие международные гарантии не действуют (имеются в виду прежде всего подписанные в Будапеште в 1994 году Россией, США, Великобританией меморандумы с гарантиями территориальной целостности Украины и Беларуси).

Поротников отметил, что «Беларусь не может себе позволить поссориться ни с Россией, ни с Украиной хотя бы в силу экономических соображений». Лукашенко, по мнению аналитика, ведет довольно взвешенную политику в украинском вопросе (если не считать «позорного» голосования в ООН против резолюции о территориальной целостности Украины).

А вообще после того как Россия вторглась в дружественное государство, «ни одна из постсоветских стран не может чувствовать себя в безопасности», делает вывод Поротников.


Москва подготовит «интересный» сценарий-2015?

Московский политолог Андрей Суздальцев категорически не согласился с алармизмом Мошеса и некоторых других выступавших. Кремлю, уверял Суздальцев, нет никакого резона аннексировать Беларусь, которая рассматривается как «одно из русских государств», подушка безопасности между Россией и Польшей: «Не забирали и забирать не собираемся».


Андрей Суздальцев

В то же время он намекнул: Кремль не очень доволен нынешним белорусским лидером, который пытается балансировать между западом и востоком, «при том что все оплачивает Москва». Там прекрасно видят, что Минск все время пытается обмануть, подчеркнул Суздальцев.

По его словам, для Лукашенко обостряется проблема легитимации очередного срока. И если Россия не признает выборы 2015 года, для Беларуси это станет катастрофой.

Суздальцев считает, что у белорусского президента могут быть проблемы с лояльностью силовиков. Армия в плохом материальном положении, «вся пропаганда Министерства обороны пошла прахом», «силовой блок позитивно оценил события в Крыму».

Как можно было понять из завуалированных высказываний московского политолога, в сентябре-октябре Кремлю предстоит определиться со своей линией в отношении белорусских выборов 2015 года. Причем сценарий может оказаться «интересным» (надо полагать, дискомфортным для Лукашенко).

При этом эксперт подчеркнул, что «Россия не будет искать кандидатов на белорусском политическом поле. Это задача белорусов».

В то же время российский политтехнолог Игорь Минтусов полагает, что Москве «выгодно иметь Беларусь в том виде, как она есть, с Лукашенко». Последний ментально близок российским элитам, у них похожая система ценностей — со ставкой на прагматизм, убеждением, что сила решает все. 


Игорь Минтусов

Кремлю также удобно, что Беларусь находится в изоляции. «Для российской политической элиты предельно важна антизападная система ценностей Лукашенко», — отметил Минтусов. Ведь благодаря этому можно не беспокоиться об изменении внешнеполитического курса Беларуси по отношению к ЕС.

Поэтому, считает эксперт, Москва прощает белорусскому руководителю разные дерзости. К тому же в умении дерзко действовать «по понятиям» тот порой просто превосходит российские элиты, чем приводит их в шок.


Запад может стать мягче к режиму

На конференции отмечалось, что агрессивная внешняя политика Москвы стала, в свою очередь, шоком для Запада. И на сегодня он не продемонстрировал сильного ответа на этот вызов.

Аркадий Мошес считает, что, вопреки расхожему штампу, нет никакой холодной войны между Россией и западными демократиями, так как в них «нет критической массы людей, готовых бороться за ценности».


Аналитик Павлюк Быковский и Алесь Михалевич (справа)

Бывший кандидат в президенты Беларуси, политический эмигрант Алесь Михалевич обозначил и еще одну коллизию. По его словам, «сейчас все понимают, что если Россия сменит Лукашенко, то это будет присоединение к России».

По этой причине, считает Михалевич, Запад не станет на выборах 2015 года серьезно поддерживать оппозиционных кандидатов. Большинство западных стран будет теперь мягче относиться к вопросу налаживания отношений с Минском.

Другой вопрос, подчеркивали участники «Рубикона», насколько заинтересован Лукашенко в сближении с Западом. С одной стороны, белорусскому президенту было бы на руку расширить пространство геополитического маневра. С другой стороны, европейские демократические ценности Лукашенко глубоко чужды.


Сценарий инкорпорации не кажется фантастическим

Таким образом, в сухом остатке дискуссии на «Рубиконе» следующее. Ситуация «после Крыма» дала белорусскому руководству некоторые новые возможности. Возросла ценность белорусского плацдарма (это особо подчеркнул минский аналитик Александр Алесин). Но риски как лично для Лукашенко, так и для Беларуси заметно возросли. И сценарий ее инкорпорации уже не кажется фантастическим.

При этом геополитический маневр для Лукашенко все более ограничивается. Природа режима такова, что сближение с Европой практически нереально. Надежда по-прежнему на Москву. В том числе и на российскую материальную подпитку перед выборами-2015.

О возможных сценариях грядущих президентских выборов мы поговорим в заключительной публикации цикла.

***

«Вызов Украины и региональное сотрудничество Запад — Восток в контексте Беларуси» — так была сформулирована тема четвертой ежегодной конференции «Рубикон», которая проходила в Таллинне 21–22 мая. Ее организовало сообщество «Третий путь» при поддержке МИД Эстонии, группы поддержки демократии в Беларуси эстонского парламента и ряда других структур.


Фото автора и Татьяны Януцевич.

Таллинн — Минск.

Окончание 

Оценить материал:
Средний балл - 3.93 (всего оценок: 27)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • После Крыма уже не факт, что Кремль будет вечно поддерживать Александра Лукашенко. Так считает Аркадий Мошес, научный сотрудник Финского института международных отношений. Читать полностью: https://naviny.by/rubrics/politic/2014/5/27/ic_articles_112_185624/ ====================================== Аркадий Мошес считает... Но он не учитывает желания белорусов и работу "правильного счетовода" -- Ермошину. Не надо сбрасывать со счетов желание и стремление народа. Ведь Крым это доказал, что желание большинства населения играет первостепенную роль в достижении цели.
  • - Андрей Ильич, главный геополитический вопрос на сегодня для российской геополитики — это Украина. Давайте начнем разговор с разбора этой ситуации. Что там произошло? - Ситуацию на Украине я бы поставил в один ряд с ситуацией в Сирии. Причем если по сирийскому вопросу в мировой капиталистической верхушке были разногласия – имелась влиятельная группировка, не желавшая эскалации конфликта в Сирии и превращения его в региональную войну, - то по украинскому вопросу Запад выступил единым целым. При этом ясно, что экономически Украина североатлантическим элитам сто лет не нужна, им нужно геополитически оторвать Украину от России, превратив ее в антироссийский плацдарм. Курс на отрыв Украины от России – давний геополитический «проект» Запада в целом – немцев, британцев, американцев. У нас часто цитируют слова Збигнева Бжезинского о том, что без присоединения Украины России не суждено вернуть статус великой державы. «Лонг Збиг» ошибается: Россия и без Украины может вернуть этот статус, только это будет труднее и займет больше времени. Но главное в том, что Бжезинский не оригинален, он повторяет слова немецкого генерала Пауля Рорбаха, который в начале ХХ века предрек: чтобы исключить опасность со стороны России для Европы и прежде всего для Германии, необходимо полностью оторвать Украинскую Россию от России Московской. Обратим внимание на то, что для немецкого генерала и Украина, и Московия – это всё Россия и он говорит о необходимости вызвать внутрироссийский раскол. В этом плане он развивает идеи немецких политиков последней трети XIX века, в частности Бисмарка, которые не только настаивали на необходимости такого раскола, но и предлагали конкретные средства решения этой задачи. В частности, они подчеркивали необходимость противопоставить Украину России, стравить их народы, для чего необходимо вырастить среди самих же русских украинцев людей с сознанием, измененным до такой степени, что они станут ненавидеть все русское. Таким образом, речь шла о психоисторической спецоперации, информационно-психологической диверсии, цель которой – создание славян-русофобов как психокультурного типа и политической силы. Эдаких орков на службе западных саруманов. Они-то и должны были оторвать Украину от России и противопоставить ее последнюю как «антирусскую Русь», как «свободную и демократическую» альтернативу империи. Оформлено все это было, в частности, галицийским проектом, над которым активно работали сначала разведки Австро-Венгрии и кайзеровской Германии, затем Третьего рейха, во второй половине ХХ века и до наших дней – ЦРУ и БНД. После «оранжевой революции» Западу казалось, что задача будет решена – не вышло. К концу 2013 года тоже казалось, что задача вот-вот будет решена, что евросоюзовский хомут уже на шее Януковича и Украины. Но свою роль сыграла позиция России (а возможно, и Китая), и Янукович, решив сыграть какую-то свою гешефтную игру, взбрыкнул. В этот момент Запад списал, во-первых, Януковича, во-вторых, мирный, «оранжевый» путь отрыва Украины от России, сделав ставку на бандеровцев, на украинских неонацистов-русофобов, продукт той самой психоисторической операции, которую немцы начали готовить полтора века назад, затем во время Второй мировой войны эстафету подхватили нацисты, создав дивизию СС «Галичина», а с 1990-х годов в работу включились наследники Третьего рейха по созданию нового мирового порядка (какое совпадение терминологии!) - американцы. В нынешней ситуации с Украиной США и Евросоюз ярко и не стесняясь продемонстрировали и лицемерие, и двойные стандарты, и русофобию. Только этой последней можно объяснить их более чем «толерантное» отношение к украинским нацистам, маршировавшим по улицам Киева, к раздававшимся в городе эсэсовским маршам. Логика проста: если нацисты на Украине (как и в Прибалтике) против России, то пусть. Впрочем, американцам не привыкать: в 1945–1946 годах они при активном содействии русофобского Ватикана сделали все, чтобы, выведя из-под удара нацистов (в том числе явных военных преступников), перебросить их в США или Латинскую Америку и активно использовать их против СССР. Украинские события – это наглядный опыт, с кем мы имеем дело. http://www.kislorod-books.ru/journal/politika/intervju/tsel-togo-chto-proishodit-na-ukraine-vnutrislavjanskaja-vojna-okonchatelnoe-reshenie-russkogo-voprosa.html
  • Очередная надежда у оппозиции. Если сами не дееспособны выиграть выборы и т.о. сменить Лукашенко, то надеются на стороннего дядю -- Москва сменит. И что вам с этого, если Москва сменит?
  • Охосспади... Уже сбился со счёта, сколько раз, по мнению типа политологов, Москва собиралась менять Лукашенко...