Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Всебелорусское собрание: трудяги проголосуют за застой
    Белорусский тренд при нынешних замшелых подходах властной верхушки — это сползание в ловушку бедности, на уровень условного Гондураса…
  2. Отчет спецдокладчика ООН по Беларуси: незначительные изменения маскируют отсутствие политической воли
    Такой вывод содержится в отчете спецдокладчика ООН по ситуации в Беларуси Миклоша Харасти, который будет представлен на 32-й сессии Совета ООН по правам человека.


Политика

В Беларуси папу римского ждут. Но торопить визит Минск не будет


Если долгожданный визит папы римского в нашу страну наконец состоится, то это, без сомнения, станет огромным праздником для всех здешних католиков. Но насколько нужно это теперь белорусскому руководству? Захочет ли оно из-за этого вопроса осложнять отношения с Русской православной церковью (РПЦ)?


Визит главы католической церкви в Беларусь стал более вероятным после встречи  между
патриархом Московским и главой Римско-католической церкви в Гаване (на снимке)
.


Без согласия патриарха не обойтись

Прошедшая в феврале в Гаване первая в истории встреча между патриархом Московским и главой Римско-католической церкви стала, безусловно, важным событием. Причем не только религиозной, но и политической жизни, поскольку папа римский — еще и глава государства Ватикан, а патриарх Кирилл считается весьма влиятельным лицом в окружении российского президента.

Определенное значение имело это событие и для Беларуси. С одной стороны, не очень приятное, так как известно, что Александр Лукашенко давно вынашивал идею провести подобное рандеву на белорусской земле. Еще во время своего визита в Ватикан в апреле 2009 года он высказал такое предложение тогдашнему понтифику Бенедикту XVI.

Зато, как представляется, стал более вероятным визит главы католической церкви в нашу страну. По крайней мере, на днях во время пасхальной пресс-конференции глава белорусских католиков митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич заявил, что сейчас благоприятный климат для того, чтобы папа римский приехал в Беларусь.



Правда, по его словам, для этого должны быть выполнены три условия: «Необходимо приглашение президента, приглашение Конференции епископов, а также негласное согласие православной церкви. Это такое неписаное правило. Папа никогда не ездит без согласования в страну, где большинство относится к иному вероисповеданию, не католическому».

Ну, насколько помнится, официальное приглашение от главы государства уже было направлено понтифику через государственного секретаря Ватикана Пьетро Паролина, который ровно год назад побывал с визитом в Минске. Внутренний голос подсказывает, что за епископами дело тоже, скорее всего, не станет.

Таким образом, остается РПЦ, а точнее ее патриарх. Раньше получить согласие на посещение папой римским территории, которую РПЦ считает своей «канонической», было практически невозможно. Достаточно вспомнить, какой болезненной была реакция Московского патриархата на посещение Украины Иоанном Павлом II в 2001 году. При том что «канонической» территорию нашей южной соседки едва ли можно назвать даже с очень большой натяжкой.

Теперь же, после теплого общения двух религиозных лидеров в Гаване, РПЦ будет заметно сложнее запретить папе Франциску побывать в стране, куда хотел попасть еще Иоанн Павел II. Хотя особого удовольствия руководству Московского патриархата это, надо полагать, не доставит.


Санкции уже сняты, а денег Ватикан не дает

Любопытно было бы узнать, как относится к упомянутому третьему условию сам белорусский лидер. Как представляется, ему не слишком нравится, когда что-то находится вне его власти в подведомственном государстве, пусть даже и в религиозных делах.

Существует, например, версия, что в 2013 году Лукашенко желал видеть на посту главы Белорусской православной церкви (БПЦ) после уходившего на пенсию митрополита Филарета протоиерея Федора Повного. Синод же РПЦ настаивал на своей кандидатуре, в результате чего возникло противостояние.

В пользу этой гипотезы свидетельствует тот факт, что в конце июля 2013 года Лукашенко не оказалось в Киеве на праздновании 1025-летия крещения Руси, на которое были приглашены президенты Украины, России, Молдовы, Сербии и Беларуси.

Вместо этого Лукашенко в тот день посетил строившийся в Минске аквапарк и в выступлении перед журналистами высказал в адрес РПЦ ряд критических замечаний.

По его словам, «наша церковь не болеет той заразой, которой заболела церковь на Западе… Но заболевать мы уже начинаем. И я думаю, что православная церковь здесь, в том числе и с государством, недорабатывает».

Затем последовал завуалированный, но достаточно прозрачный упрек патриарху Кириллу: «И если он сейчас потеряет время и не убедит свое окружение, паству, что надо потихоньку реформироваться, наверно, не скоро мы вернемся к этому вопросу». И в конце было добавлено: «В Беларуси мы над этим подумаем».

В итоге в борьбе за место предстоятеля БПЦ, судя по всему, победила Москва, приславшая сюда рязанского митрополита Павла. Было замечено, что отношение белорусского руководителя к новой фигуре долгое время было весьма сдержанным, при том что демонстративно выказывалось уважение к ставшему почетным экзархом всея Беларуси Филарету.

Правда, в последнее время отношения вроде бы потеплели. Во всяком случае, 11 марта Лукашенко встретился с митрополитом Павлом и обсудил с ним проблемы взаимодействия государства и церкви. В частности, было дано согласие на строительство нового комплекса административных зданий для БПЦ.

По-видимому, сегодняшнее положение Беларуси заставляет ее руководство осторожно вести себя по отношению к Москве в целом и РПЦ в частности.

В свете этого вопрос о визите папы Франциска может отойти на второй план. К тому же в нынешней ситуации острой необходимости в нем уже не просматривается.

Конечно, с внутриполитической точки зрения такое событие по понятным причинам стало бы весьма полезным и для властей, и для общества, и потому отказываться от такой возможности здесь не будут. Но вот внешнеполитическое значение такого визита для Минска в условиях, когда санкции Евросоюза уже отменены, несколько нивелировалось.

А экономической составляющей во взаимодействии с Ватиканом и не было. Ведь оказать материальное содействие напрямую или хотя бы повлиять на выдачу кредита МВФ он не в состоянии.

Оценить материал:
Средний балл - 4.67 (всего оценок: 3)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева