С чего начинается Родина? С картинки в твоем псалтыре?
Не стремится ли церковь взять на себя роль еще одного государственного института? Чего ожидать обществу, белорусской школе в частности, от такого близкого с ней контакта...
Сотрудничество Министерства образования и Белорусской православной церкви на официальном уровне продолжится и в ближайшие годы. Конечной датой очередного соглашения является 2010 год.
По словам ответственного секретаря координационного совета БПЦ и Минобразования по вопросам сотрудничества, кандидата богословия Святослава Рогальского, документ предполагает дальнейшую реализацию проектов, проводимых по соглашению между сторонами в 2004-2006 годах. «Самым важным среди них является сотрудничество православной церкви с учреждениями образования на различных уровнях — епархиальном, благочинном и приходском», — отметил С.Рогальский.
Результат программы сотрудничества между Минобразования и БПЦ в предыдущие годы — в более чем 270 школах страны (в 438 классах) почти 5 тысяч учащихся изучают курс по основам православной культуры. В Беларуси открыто 10 православных классов и 14 православных групп в дошкольных учреждениях, где обучается и воспитывается около 400 детей.
Белорусская православная церковь также налаживает сотрудничество и армией. Между БПЦ и Министерством обороны на этот год разработан план соответствующих мероприятий. Так, к концу года планируется завершить разработку проекта устава о войсковом храме и принять необходимые нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Белорусской православной церкви на территории соединений и воинских частей.
Не стремится ли церковь взять на себя роль еще одного государственного института? Чего ожидать обществу, белорусской школе в частности, от такого близкого с ней контакта? С этими вопросами мы обратились к политологу, эксперту аналитического центра «Стратегия» Валерию Карбалевичу.
«Сам по себе факт соглашения Министерства образования и церкви не идет в резкий разрыв с понятием светского государства, — сказал он. — Подписание подобных соглашений между государством и церковью даже в условиях конституционно закрепленной светскости государства вполне допустимо».
Вопрос в том, считает Валерий Карбалевич, — в каких масштабах будет происходить сотрудничество, как его организуют. Безусловно, необходимо проанализировать, как при этом будет сохраняться право учащихся на свободу совести, вероисповедания и свободу мировоззрения.
Понимание свободы совести в системе образования объяснил во время подписания соглашения министр образования Александр Радьков. «Светский характер образования в Беларуси означает, что ученик имеет право на изучение или отказ от изучения основ религиозного мировоззрения, а деятельность учреждений образования не преследует цели формирования у учащихся или студентов того или иного отношения к религии», — сказал министр.
Но при этом Александр Радьков также заметил: «Нельзя не признать, что православие оказало одно из определяющих влияний на историческое становление и развитие духовных традиций белорусского народа».
Не оспаривая вышеприведенный тезис, даем слово В.Карбалевичу: «Почему-то считается, что в Беларуси 80% верующих — православные. На мой взгляд, это не так».
Эксперт обратил внимание на то, что в данной ситуации «государство выделяет одну конфессию — православную. В то же время в Беларуси есть другие влиятельные деноминации». При этом, считает эксперт, явно преувеличивается роль и влияние православной церкви в обществе.
Действительно, даже будучи православным христианином, невозможно закрыть глаза на статистику. По данным социологических опросов, до 50% граждан Беларуси считают себя верующими. Это означает, что деление по конфессиям может осуществляться только среди этой половины, следовательно, о 80% православных христиан Беларуси среди ее граждан речь не может идти, считает Валерий Карбалевич.
Некоторые исследования свидетельствуют, что среди верующих православных — около 70% , католиков — 15-20%, протестантов — около 2%.
При этом информация о широком сотрудничество, например, католической или протестантской церквей и общеобразовательных школ в Беларуси нам неизвестна.
Тем не менее, Валерий Карбалевич не считает, что в белорусских школах будет происходить давление на неокрепшие умы и души детей. Скорее всего, полагает политолог, речь идет о бюрократической процедуре, в рамках которой священники будут появляться время от времени в школе. И добавляет: «Одно дело подписания соглашений, другое — их реальное наполнение. Многое будет зависеть от того, какая установка придет по образовательной вертикали. В сложившихся в последнее время условиях, скорее всего, все пройдет без особых стараний».
Под «условиями» эксперт подразумевает едва не разгоревшийся конфликт между Белоруской православной церковью и Администрацией президента. Напомним, что 12 декабря в газете «Советская Белоруссия» была опубликована статья первого заместителя главы Администрации президента, академика Анатолия Рубинова «Наука и общество», которая, по мнению церкви, ставила целью «дезавуировать систему церковно-государственных отношений в Республике Беларусь».
Высказался Анатолий Рубинов и о возросшем интересе церкви к системе образования в Беларуси: «Излишняя активность церкви, стремление проникнуть в среднее и высшее образование вызывают озабоченность. Все-таки доминирующими у нас должны быть светское образование и воспитание, основанное на материалистическом мировоззрении. Иначе образовательный и творческий статус нашего общества будет понижаться. Ибо как ни говори, а религия — это догматическое учение, основанное на вере, на признании чуда, т.е. волюнтаристских проявлениях Бога, не подчиняющихся законам природы».
После того, как Владыка Филарет отреагировал и направил в Администрацию президента письмо с просьбой прокомментировать публикацию, содержащую «некорректные высказывания и оскорбительные для верующих положения», епархией был получен ответ из Администрации президента за подписью ее главы Геннадия Невыгласа. В нем в частности, говорилось: «Православная церковь оказала большое влияние на формирование культуры и традиционных ценностей нашего народа. Сегодня она представляет большинство верующих Республики, играет важную роль в духовной жизни белорусского общества и развитии межконфессионального диалога. Именно поэтому у государства и Белорусской православной церкви сложились партнерские отношения».
Несколькими днями позже дискуссию закрыл Александр Лукашенко. Поздравляя сограждан с Рождеством Христовым, он сказал, что «самое главное, что характеризует нашу церковь — это патриотизм. Церковь — самая патриотичная структура в нашем государстве, потому что она всегда была с народом и защищала свое Отечество».
Президент также высказал слова благодарности митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету, патриаршему экзарху всея Беларуси за то, что церковь делает для подрастающего поколения и молодежи.
Таким образом, были поставлены точки над «i». И уже через полгода в Минске на заседании круглого стола по теме «Нравственные аспекты демографической безопасности в Республике Беларусь» митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший экзарх всея Беларуси критически высказывался о некоторых аспектах школьной программе.
Говоря о том, что трагическая демографическая ситуация является результатом деятельности специальных институтов и их многочисленных представителей, которые незаметно, посредством СМИ, различных обучающих программ и общественных акций изменили ценностные ориентиры молодежи, он назвал недопустимым, что в Беларуси под видом профилактики СПИДа и полового образования происходит растление детей.
В качестве подтверждения последнего митрополит Филарет назвал книги, «изданные на зарубежные средства и написанные под зарубежную диктовку, но одобренные Министерством образования Беларуси» — «Половое воспитание, профилактика СПИДа среди младших школьников» и несколько томов книги «Безопасное и ответственное поведение».
Напомним, что «Безопасное и ответственное поведение» — это цикл бесед, практических и треннинговых занятий с учащимися 1-11 классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости. Это пособие для классных руководителей, воспитателей, психологов и социальных педагогов в трех частях действительно рекомендовано Министерством образования для преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Реакции Минобразования не последовало. Однако в вышеприведенных высказываниях было на лицо, считает психолог Ольга Андреева, превышение полномочий церковью. «Право человека — исповедовать религию и следовать ее правилам либо нет. В Беларуси церковь отделена от государства, поэтому ее зона влияния заканчивается в храме. Церковь, на мой взгляд, не имеет права влиять ни на школу, ни на другие сферы в светском государстве, каковым является Беларусь», — считает Ольга Андреева.
Политолог Валерий Карбалевич призывает особенно не беспокоиться по этому поводу. Неизвестно, как дальше будут формироваться отношения православной церкви и белорусского государства. На этот счет он говорит следующее: «Газовый конфликт между Россией и Беларусью усиливается. А, как известно, Белорусская православная церковь является частью Русской православной церкви. Исходя из этого и других обстоятельств, к соглашению в области образования я бы отнесся спокойно, как к очередному бюрократическому мероприятию».
Обсудим?