Другие материалы рубрики «Общество»
-
Протестный потенциал белорусов не исключает новой Плошчы
В 2014 году исследователи зафиксировали 127 акций протеста. По сравнению с 2013 годом количество публичных акций возросло на 26%... -
День Воли-2015. Онлайн-репортаж
25 марта демократическая общественность Беларуси отмечает 97-ю годовщину провозглашения Белорусской Народной Республики...
- По Бресту курсирует «исторический» троллейбус
- Брестские социал-демократы предложили властям идеи застройки юго-западного района города
- Беларусь будет поставлять гуманитарную помощь Сирии и Иракскому Курдистану
- В начале мая могилевский причал примет первых пассажиров (фото)
- Суд не поддержал защитников Куропат в возбуждении дела против Минкультуры
- «История белорусского государства в почтовых марках»
- День Воли-2015 в фотографиях
- Минчане о Дне Воли: «А в честь чего они пошли?»
- День Воли в Минске. Без митинга и без концерта
- Василий Жарко рассказал о растущем интересе к белорусским лекарствам
Общество
Датский редактор: за наши карикатуры дали три года? Это ужасно
В 63 странах газеты перепечатали карикатуры на пророка Мухаммеда датской газеты «Юлландс-постен». Но самый большой срок за это — 3 года — получил редактор белорусского издания «Згода». Четыре его коллеги в Иордании и Йемене, которые также оказались за решеткой, уже давно вышли на свободу.
Реакция на публикации самой крупной датской газетой двенадцати карикатур на исламского пророка Мухаммеда 30 сентября 2005 года последовала практически сразу же: ислам запрещает изображать пророка в принципе, как и любые иные формы идолопоклонства.
Мусульманские страны потрясла волна массовых беспорядков: в Афганистане, Бангладеш, Египте, Индии, Индонезии, Ираке, Иране, Ливии, Нигерии, Пакистане, Сирии, Сомали, Судане и Турции тысячи людей протестовали, посчитав себя оскорбленными. В африканских странах на митингах погибли десятки людей.
Между тем, карикатуры были опубликованы в качестве иллюстрации к статье о самоцензуре и свободе слова. Газета рассказывала о датской книге для детей об исламе, которую художники согласились иллюстрировать исключительно на условиях анонимности.
«Згода» была печатным органом Белорусской социал-демократической партии (Народная грамада) и продолжала издаваться после раскола партии, когда ее лидером стал Александр Козулин, выдвинувший свою кандидатуру на президентские выборы. В феврале 2006 года, за месяц до выборов, «Згода» перепечатала карикатуры датских авторов.
Через несколько недель на выпускающего редактора издания Александра Сдвижкова было заведено уголовное дело за разжигание расовой, национальной или религиозной вражды. Истцом выступил председатель религиозного объединения «Духовное управление мусульман Республики Беларусь» муфтий Исмаил Воронович.
В марте 2006 года, выступая на третьем Всебелорусском народном собрании, Александр Лукашенко заявил, что «Згода» будет закрыта, а ее руководители могут попасть в тюрьму.
Вскоре, как по заказу, газета была закрыта. А почти через два года, 18 января 2008 года Сдвижков был осужден на три года лишения свободы в колонии усиленного режима.
Стоит отметить, что издания, решившиеся напечатать карикатуры на пророка, пострадали и в других странах. В Йемене и России были закрыты две газеты, в Малайзии и Саудовской Аравии — одна, в Швеции закрыли экстремистский сайт.
В Йемене редактор одной из газет был осужден на год тюрьмы, в Иордании осудили трех его коллег, но они получили от 2 до 6 месяцев. С другой стороны, суды, прошедшие в Алжире, Индонезии и Франции, оправдали редакторов и их решение опубликовать карикатуры.
Похоже, что именно большой срок выдает, что карикатуры в белорусской газете были поводом. В конце концов, сколько мусульман читало «Згоду»?
Оказалось, что и муфтий Исмаил Воронович, который выступил истцом, узнал о публикации от Комитета по делам религии и национальностей: ему прислали ксерокопии и попросили, что называется, «отреагировать». «Я был вынужден это сделать», — заявил он в интервью «Еврорадио». Непосредственно приговор муфтий считает слишком суровым: «Я просил, чтобы решение суда было более мягким. Тем более, что он не призывал ни к каким преступлениям. Это была своего рода информация о том, что было опубликовано в датских газетах».
Свою помощь Сдвижкову, который намерен в десятидневный срок обжаловать приговор, Исмаил Воронович обещать не может. «Мы же меньшинство, нас же, мусульман Беларуси, очень мало. Поэтому мы очень должны быть осторожны», — заявил муфтий.
Между тем, «виновнику торжества», редактору отдела культуры «Юлландс-постен» Флеммингу Роузу после скандала был предоставлен отпуск. Он до сих пор спокойно работает в издании и ни о чем не жалеет: «Это все равно, что спросить у жертвы насильника, жалеет ли она, что надела короткую юбку — то, что я сделал, не выходит за пределы нормы».
«Белорусские новости» дозвонились Флеммингу Роузу в Копенгаген. Он знал о том, что заведено дело на редактора «Згоды», но о решении суда узнал от нас: «Три года? Это ужасно: наши карикатуры были опубликованы «Згодой», чтобы белорусский читатель увидел, о чем сейчас спорят во всем мире, чтобы иметь возможность сделать собственные выводы».
Да, говорит Роуз, можно было и не публиковать карикатуры. Но в то время они были новостью номер один, а задачи любого редактора — публиковать новости и предметы спора: «Судить за это просто позор и глупость, процесс над «Згодой» не достоин европейский страны в 21-м веке».
Датский редактор рассказал, что следил за тем, какой резонанс вызывали карикатуры в «Юлландс-постен», однако нигде последствия перепечатки не были такими суровыми.
Роуз объясняет, что проблема имеет сегодня глобальный характер: глобализация меняет условия работы журналистов и редакторов, поскольку, что публикуется в одной стране, сразу же становится предметом обсуждения или недовольства в других: ущемляются религиозные чувства или политические пристрастия.
«В этой ситуации есть два пути», — говорит датский журналист.
Первый — это негласное соглашение «я не нарушаю твои табу, если ты не нарушаешь мои», что может привести к тому, что ситуация в области свободы слова драматически ухудшится во всем мире: «А диктатуры будут пользоваться ею, чтобы закрывать неудобные им издания и сажать за решетку тех, кто их критикует, оправдываясь тем, что все они оскорбляют чьи-то религиозные чувства».
Второй путь — бороться за то, чтобы отменили все законы, которые могут применяться в качестве вывески для защиты чувств или интересов.
«Я призываю белорусские власти освободить Сдвижкова — он делал свою работу, это не преступление. Преступление — судить его за это», — заявил Роуз. Он призвал «всех, кому дорога свобода слова, высказать свой протест против этого приговора».
Последние Комментарии