Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Хотелось бы посмотреть, как Министерство информации будет закрывать «Фейсбук»
    Ужесточая условия работы интернет-ресурсов, белорусские власти действуют топорными методами…
  2. Ожирение? Иногда надо резать
    Лишний вес можно снизить, изменив образ жизни. Однако при сильной степени ожирении порой нет другого выхода, как лечь под нож...


Общество

Проблему сиротства в Беларуси будут решать с помощью профессиональных семей


ты можешь помочь сиротамВ прошлом году в Беларуси новую семью нашли 537 детей-сирот. По словам директора Национального центра усыновления Министерства образования Натальи Поспеловой, приверженность белорусов общечеловеческим ценностям, среди которых, прежде всего, семья и дети, позволила расселить примерно шесть детских домов.

Любопытно, что в 2007 году, объявленном Годом ребенка, когда усыновление активно пропагандировалось в стране, белорусские граждане усыновили 539 детей. В 2006-м было усыновлено 337 детей, в 2005-м — 367 детей.

Наталья Поспелова подчеркнула, что результат по числу усыновлений в прошедшем году можно рассматривать как очень хороший. «Мы удовлетворены результатами численности усыновления, — сказала она, — и рассматриваем их как позитивную тенденцию в процессе национального усыновления».

Больше других — 103 ребенка — в 2008 году усыновили жители Гомельской области. Наталья Поспелова отметила, что традиционно в этой области больше усыновлений в сравнении с другими регионами страны. В Брестской области усыновили 97 детей. «В этой области, — сказала директор Национального центра усыновления, — уже несколько лет увеличивается количество людей, усыновляющих детей». В Минской области усыновили 86 детей, в Минске — 79 детей, в Могилевской области — 70 детей, в Гродненской области — 65 детей. Витебская область в аутсайдерах. Здесь усыновили только 37 детей.

По информации Национального центра усыновления, в Беларуси проживает около 30 тысяч детей-сирот. В интернатах воспитывается около 9 тысяч детей. Как сказала Наталья Поспелова, усыновление — это «приоритетная форма устройства детей, однако она под силу очень немногим людям».

Как заметила Наталья Поспелова, правительство Беларуси поставило задачу деинституциализации, то есть постепенной ликвидации стационарных учреждений типа интернатов и детских домов.

Предполагается, что к 2015 году в Беларуси интернатных учреждений не будет вообще. Еще в 2006 году президент Александр Лукашенко заявлял, что все дети, которые воспитываются в домах-интернатах, будут переведены в детские дома семейного типа. В прошлом году Александр Лукашенко назвал государственные детские дома «казармами для детей» и сказал, что сейчас в Беларуси строятся детские деревни с «общественными мамами», каждая из которых воспитывает 8-10 человек.

Такие детские дома поддерживаются как государством, так и в значительной степени общественными организациями. К примеру, программой помощи детским домам семейного типа «Теплый дом», которую с 2000 года реализует Белорусский детский фонд. На данный момент общее количество домов, открытых фондом, достигло 23. Есть еще «SOS-Детская деревня» — это деревни в Боровлянах и Марьиной Горке, где живут порядка двухсот детей. Третья строится под Могилевом.

Большинство же детей сиротской категории воспитываются в замещающих семьях — 13 тысяч детей находятся под опекой родственников, 6 тысяч воспитываются в профессиональных семьях и еще 7 тысяч — в семьях усыновителей. Именно благодаря использованию такой формы замещающего устройства сирот, как профессиональная семья, вкупе с известной формой — опекой и попечительством — планируется решить задачу деинституциализации детских домов и школ-интернатов.

Безусловно, усыновление со счетов не сбрасывается. Чем больше усыновят детей, тем лучше. Однако посредством одного лишь усыновления решить задачу деинституциализации сиротских учреждений невозможно. «Усыновление, — сказала Наталья Поспелова, — это особая работа как самих усыновителей над собой, так и органов опеки, детских интернатных и социально педагогических учреждений с ними».

Кроме того, заметила Наталья Поспелова, усыновление ориентировано на максимально успешного ребенка. «К сожалению, — сказала она, — белорусские граждане в силу различных причин не готовы и часто не в состоянии усыновлять детей с особыми потребностями. Кстати, в мировой практике случаи усыновления детей, требующих особого ухода в связи с состоянием здоровья, также единичны. Наибольшим интересом у потенциальных усыновителей пользуются здоровые дети в возрасте до года. Детей среднего и старшего школьного возраста усыновляют гораздо реже, чем маленьких».

Из 9 тысяч детей, которые живут в интернатах и подлежат усыновлению, большинство уже вышли из возраста, в котором чаще всего усыновляют. Таким образом, делает вывод Н.Поспелова, проблему сиротства усыновление не решит.

Не панацея и международное усыновление. Иностранными гражданами в 2008 году усыновлено пять белорусских детей. Двое из них усыновлены гражданами России, постоянно проживающими в Беларуси. Трое других усыновлены гражданами Италии, которая является единственной страной, с которой подписан протокол о сотрудничестве в сфере международного усыновления.

В связи с произошедшими в 2004 году изменениями в национальном законодательстве Национальный центр усыновления не рассматривает заявлений об усыновлении белорусских детей от граждан тех стран, с которыми не заключены соответствующие соглашения. Для сравнения — в 2007 году иностранные граждане усыновили 22 белорусских ребенка (из них 17 уехали в Италию), в 2006 году граждане Италии усыновили 37 детей, а в 2003 году на международное усыновление были переданы 714 белорусских детей.

Дети не могут ждать, пока появится человек, который даст им возможность обрести семью. Дети растут. Поэтому в Беларуси будут развивать различные формы замещающих семей, в том числе профессиональные семьи, когда белорусские граждане берут на воспитание детей и получают за свой труд заработную плату.

Зарплата профессионального родителя составляет порядка 600 тысяч рублей и рассчитывается исходя из ставки педагога 2-й категории. Характерно, что при желании и возможности приемный родитель может работать еще на одной работе. Каждый ребенок из числа сирот, принятый в профессиональную семью, обеспечивается ежемесячной денежной выплатой на содержание в размере одного бюджета прожиточного минимума (229 тысяч рублей), а также иными выплатами, причитающимися ему. Это может быть пенсия по потере кормильца, в случае если ребенок является сиротой, пособие по инвалидности и так далее. Кроме того, существует система компенсаций, например, коммунальных услуг, парикмахерских услуг, услуг прачечной, затрат на ремонт обуви.

«Содержание ребенка — это всегда затратно, — заметила Н.Поспелова. — Мы надеемся, что со временем выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут увеличены».

Сейчас у органов опеки, заметила Наталья Поспелова, существует также проблема оценки потенциальных профессиональных родителей: «Для того, чтобы работать профессиональным родителем, не требуется какое-то специальное образование. Таким образом, есть сложности в определении, обладают ли люди теми или иными данными (способностями, умениями, навыками), чтобы стать замещающими родителями для ребенка с трудной судьбой. Стандарт по созданию и сопровождению профессиональных замещающих семей, который мы разработаем в 2009 году, четче определит критерии отбора профессиональных родителей, оценки их труда и особенности социально-педагогической подготовки граждан к занятию должностей профессиональных родителей».

Оценить материал:
Средний балл - 3.50 (всего оценок: 6)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева