Другие материалы рубрики «Общество»
-
Закрытый «Экспобел» работает как обычно и ждет генеральной проверки
Предприниматели обзавелись огнетушителями, пожарными извещателями, расчистили проходы между павильонами... -
У православной из Светлогорска, отказавшейся получать паспорт, забирают ребенка
Иск в суд подал бывший муж, и государство стало на его сторону, хотя органы опеки не нашли в образе жизни женщины каких-либо угроз для ребенка…
- МЧС предупреждает: 9 апреля возможен ветер с порывами до 20 м/с
- Микрорайон в Островце на 5 тыс. человек достроят в 2016 году
- При ЧС Беларусь сможет бесплатно использовать информацию чужих спутников
- Археологи и дайверы исследуют около 50 водоемов Беларуси
- Цены на проезд в общественном транспорте пока не повышают
- Грязь, пот и кровь. Спецназовцы боролись за краповые береты
- В Минске жильцы дома требуют вернуть им отчисления на капремонт за 40 лет
- Цыганский барон о тунеядстве: «Всем законам мы будем подчиняться»
- Беларусь доставила гуманитарный груз в Иракский Курдистан
- Дело «Борисовдрева». Мальцев последнего слова еще не сказал
Общество
Дети войны и дети девяностых годов
Ряд лет занимаюсь темой, которая обозначена так: дети эпохи Великой Отечественной войны. Сколько же их было и сколько поныне осталось в Беларуси — детей из разбомбленных эвакуационных эшелонов, из оккупированных городов и местечек, из прифронтовых деревень и партизанских лагерей?.. А следом за ними пришло поколение родившихся в первые послевоенные годы. На их долю тоже досталось немало лиха…
Дети войны… |
Как связаны судьбы детей войны с сегодняшней и завтрашней демографической ситуацией в Беларуси?
На эту тему состоялся наш разговор с главным научным сотрудником Института экономики НАН Беларуси, доктором социологических наук, профессором Людмилой Шахотько. Будучи авторитетным специалистом в области демографии, Людмила Петровна является членом межведомственной комиссии по разработке концепции Национальной программы демографической безопасности на 2011-2016 годы. Разрабатывала и предыдущую программу.
Суть услышанного журналистом заключена в следующем.
Демографическая ситуация в Беларуси остается сложной, очень сложной. Государство в достаточной степени осознает это, принимает определенные меры. Мы единственная республика на постсоветском пространстве, где принят специальный закон о демографической безопасности.
Пять лет назад была разработана Национальная программа демографической безопасности, выполнение которой дало довольно-таки серьезные результаты. Официальные ее итоги будут подведены в нынешнем 2010 году. Можно уже судить, что практически все запланированные показатели достигнуты, потому что цели ставились реальными.
В недавнем прошлом, десяток лет назад, коэффициент рождаемости в Беларуси составлял 1,2 — один из самых низких в мире. А для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы он составлял 2,1-2,14. Программой, которая сейчас практически завершена, ставилось целью достигнуть коэффициента рождаемости 1,5. Фактически это уже выполнено. Рост рождаемости начался с 2005 года.
Конечно, показатель 1,5 — это еще очень мало, всего 65 процентов от простого воспроизводства. Да, заметно повысилась за пятилетие средняя продолжительность жизни граждан Беларуси: было 68 лет, стало 70. Но если учесть, что это на 10 лет меньше, чем в западноевропейских странах, то утешаться не стоит.
Еще одна демографическая составляющая — миграция. И вот здесь имеется весьма важный фактор: Беларусь единственная бывшая советская республика, в которую больше приезжает людей, чем уезжает. Положительное сальдо миграции имеет также Россия, но все же с восточных просторов к нам больше приходит народу, чем уходит от нас в обратном направлении.
Казалось бы, появится формальный повод удовлетвориться выполнением Национальной программы демографической безопасности 2005-2010 годов. Но если мы с безоглядным оптимизмом заложим в новую программу на 2011-2016 годы еще более высокие показатели, то, к сожалению, у нас ничего не получится.
Следующее пятилетие будет очень сложным для демографического развития Беларуси. Объясним почему.
В ближайшее время по причине того, что в старшие возраста войдут те, кто родился в первые послевоенные годы, количество умерших увеличится.
На фотоснимке полувековой давности изображена типичная белорусская семья Раковчуков на пороге своего дома в деревне Шарейки Калинковичского района Гомельской области. В центре мать Степанида Григорьевна (1908 года рождения) и отец Иван Павлович (1909 г. р.), дочь Екатерина (1939), дочь Светлана (1948) и сын Витя (1954). |
Как известно, в первые годы после завершения Великой Отечественной войны наблюдалось значительное увеличение рождаемости. Но сейчас люди, появившиеся на свет во второй половине сороковых годов, находятся в старшем пенсионном возрасте. Соответственно за счет их возрастет общая численность умерших.
Подчеркнем: общее количество умерших в Беларуси начнет расти, несмотря на то, что средняя продолжительность жизни продолжит увеличиваться.
Что же будет происходить с рождаемостью? К сожалению, с 2011 года данный коэффициент начнет уменьшаться. Произойдет это потому, что в минувшем пятилетии появлялись на свет дети тех, кто родился в восьмидесятые годы прошлого столетия. А на восьмидесятые годы пришлось значительное увеличение рождаемости. В ту пору, например, государство увеличило до года отпуск по уходу за ребенком.
Однако ныне в детородную пору вступили женщины, которые появились на свет в крайне неблагополучные девяностые годы. Таких женщин сравнительно немного.
Вывод следующий. Государство на ближайшие 10-15 лет должно приспособиться жить в таких условиях, когда, несмотря на все его меры по увеличению рождаемости, «бэби-бум» невозможен. Поверьте, это не голое предсказание, а научный прогноз. Нам надо жить, мудро понимая последствия войны и более поздних социальных потрясений.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева