Другие материалы рубрики «Общество»
-
Байнет шутит: президент попал в бутылку
«У этой певицы плохой английский, но хороший язык...»; -
Минск станет территорией относительной трезвости
В столице в качестве эксперимента на два месяца введут запрет на продажу чернила…
- В Гомеле на месте расстрела жертв коммунистической системы прошел молебен
- Следственный комитет отказался комментировать слухи, касающиеся КГБ
- Тюрьма, в которую переводят Дашкевича, для родственников — тайна
- Минские магазины уже запаслись шампанским и подарками к Новому году
- Правозащитники считают перевод Дашкевича в тюрьму частью репрессивной тенденции в Беларуси
- В Борисовском районе перезахоронены останки 110 наполеоновских солдат
- Дозаправка в Минске обошлась легендарной «Мрии» в 260 тысяч долларов
- В Куропатах мемориальный знак украли вместе с цветами и свечами
- В Минске вырос первый небоскреб
- Аудиослайдшоу. Не водкой единой пьян белорус
Общество
Каждого четвертого белоруса убивают его близкие
С 1 по 30 апреля МВД Беларуси проводит акцию по профилактике домашнего насилия «Дом без насилия!». Но эксперты считают, что таких разовых акций мало, лучше всего внимание общества к этой проблеме привлечет принятие специального закона.
30 тысяч бытовых конфликтов в месяц
Основная цель акции Министерства внутренних дел — помочь жертвам домашнего насилия избежать тяжких последствий и вовлечь население в решение проблем семейного неблагополучия. «Акция направлена не только на тех, кто уже совершал подобные преступления, но и на семьи, которые можно отнести к группе риска», — рассказала интернет-газете Naviny.by cтарший инспектор управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Ольга Соколовская.
Ежемесячно в органы внутренних дел поступает около 30 тысяч сообщений о семейно-бытовых конфликтах. Это необязательно причинение вреда или физическое насилие. Но из общего числа жертв убийств, совершенных в Беларуси, каждый четвертый человек был лишен жизни именно его близкими…
По результатам исследования Центра социологических и политических исследований БГУ, четыре из пяти женщин в Беларуси в возрасте от 18 до 60 лет подвергаются психологическому насилию в семье. Каждая четвертая — физическому насилию. 22,4% женщин испытывают экономическое и 13,1% — сексуальное насилие со стороны мужа или постоянного партнера. Избиению подвергались 6,5% опрошенных мужчин и 11,3% женщин, принуждались к половой связи — 5,7% мужчин и 12,7% женщин, отказ в деньгах для приобретения жизненно важных вещей испытывали 7,8% мужчин и 17,2% женщин.
МВД предлагает присоединяться к обсуждению и решению проблемы домашнего насилия всем желающим. Можно высказывать свое мнение по этой теме, а также сообщать о фактах семейного неблагополучия на электронный адрес [email protected] либо по телефону круглосуточной прямой линии (017) 372-73-87.
Предупреждать насилие должен закон
Проблема домашнего насилия в Беларуси не замыкается лишь на проблеме насилия над женщинами. Так, Комитет ООН по правам ребенка в рекомендациях по итогам рассмотрения докладов Беларуси о ситуации в этой сфере предложил властям нашей страны вернуться к разработке проекта специального закона. Рекомендовано принять закон о предупреждении и пресечении насилия в семье, а также уделить особое внимание систематической профессиональной подготовке специалистов, занимающихся профилактикой бытового насилия и реабилитаций пострадавших детей.
В белорусское законодательство понятие «домашнее насилие» было вписано только в 2008 году, с принятием закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Улучшить положение в этой сфере помог бы специальный закон о предотвращении домашнего насилия, считают и в Министерстве труда и социальной защиты.
В конце прошлого года о необходимости разработать соответствующий нормативный правовой акт заявила глава этого министерства Марианна Щеткина. В таком законопроекте, по ее мнению, должны быть определены функции, место и роль государственных органов по предупреждению насилия в семье, гарантии защиты жертв насилия, меры воздействия на виновных лиц как за совершенное насилие, так и за угрозу совершения насильственных действий.
Между тем никаких реальных шагов по разработке такого закона с тем пор так и не сделано…
Пока нет нового, надо изменить старый
Ольга Соколовская говорит: для того, чтобы вышел новый закон, нужно много времени: «В Украине, например, есть Министерство по вопросам семьи, которое и разрабатывало аналогичный законопроект. У нас такого госоргана нет. Мы со своей стороны предложили внести изменения в Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», которые могут улучшить ситуацию в сфере профилактики семейного насилия».
Соколовская рассказала, что среди предложений МВД — расширение функций кризисных центров, социальных приютов для людей, подвергшихся физическому, психическому воздействию. Подразумевается, что там должна оказываться комплексная юридическая и психологическая помощь. Совершивших насилие обяжут проходить психокоррекционную программу. Планируется введение защитных предписаний, которые будут вручаться насильнику, чтобы тот не пытался воздействовать на жертву через детей или других родственников. А в Кодекс об Административных правонарушениях планируется внести ответственность за насильственные действия в целом, а не только за нанесение побоев.
Предложения МВД отправлены на доработку в Генпрокуратуру, которая, по плану, представит их в парламент в декабре 2011 года. Изменения в законопроекте будут рассмотрены не ранее, чем через год.
Домашнее насилие – отдельная социальная проблема
Роман Крючков, психолог территориального центра социального обслуживания населения Первомайского района Минска, в котором функционирует Служба помощи гражданам, пострадавшим от насилия, работает и с мужчинами, склонными к проявлениям насилия. В настоящее время к нему на индивидуальные консультации ходят 10 мужчин, замеченных в таких грехах.
Крючков считает: будь у нас единый закон о домашнем насилии, он бы определял и обязанности насильника. Одной из них могла бы стать его изоляция и обязанность посещать психолога.
Специалист сравнивает белорусскую ситуацию в этой сфере со шведской. В этой скандинавской стране за эпизод домашнего насилия виновнику грозит до шести лет тюрьмы, у нас же он может отделаться только штрафом.
В Швеции давно и успешно действует развитая система шелтеров (убежищ). В случае, если мать с детьми нельзя поместить в шелтер, полиция изолирует насильника, которому социальные службы подыскивают отдельное жилье. В случае необходимости семье выдается охранный ордер (согласно ему, насильник не может приближаться к дому или заведениям, где занимаются его дети, а общаться с ними в этот период может лишь в присутствии социального работника).
В Беларуси убежища для жертв тоже есть, большинство из них работают под патронажем общественных организаций. Будем надеяться, что после внесения изменений в закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» их появится больше.
И все же Крючков считает: нельзя говорить о том, что в Беларуси какая-то особенная ситуация, при которой закон о предотвращении домашнего насилия не нужен: «Домашнее насилие должно признаваться как отдельная социальная проблема. Не зря в большинстве стран Европы есть закон о предотвращении домашнего насилия. Необходим он и в Беларуси».
Последние Комментарии