Другие материалы рубрики «Общество»
-
Собеседование при приеме на работу — правдивая ложь
Квалифицированные работники кадрового менеджмента владеют приемами, позволяющими оценить честность кандидата… -
Поступающим в вузы дадут второй шанс
Вузы имеют право проводить повторный набор абитуриентов при наличии вакантных мест после первого зачисления...
- Лукашенко: Беларусь показала, что может отстоять национальные интересы всеми доступными способами
- Пограничники СНГ проведут совместные мероприятия на разных участках внешней границы Содружества
- Белорусское посольство в России выясняет, пострадали ли белорусы в аварии в московском метро
- В Гомеле раскрыли дело по изнасилованию и убийству 13-летней давности
- БГУ объявил первые итоги вступительной кампании
- Аудиослайдшоу. Сухпаёк для Лукашенко
- В Витебске выбрали девушку, быстрее всех бегающую на каблуках
- В Минске проходит крупная международная выставка военной техники
- Лукашенко: не дай бог нас не подстрахуют со спины братья...
- В Минске состоялся поэтический митинг
ОбществоВсе успешные люди делают это!
Алкоголизация и криминализация населения успешно продолжается
Революционные предложения Генпрокуратуры в деле профилактики преступности и борьбы с пьянством реально могут повлиять на отрезвление и поведение белорусского социума, но не всем это понравится…
Как уже сообщал БелаПАН, Генеральная прокуратура готовит информацию на имя премьер-министра Михаила Мясниковича с предложениями по целому ряду социальных проблем государственного масштаба. В их числе — запрет на выпуск плодово-ягодных крепленых вин низкого качества, продажу алкогольных напитков лицам моложе 21 года, рекламу алкогольных напитков и пива. Также предлагается существенно ограничить количество мест реализации крепких спиртных напитков, внедрить процедуру обязательного тестирования старшеклассников и студентов на предмет употребления наркотических средств и алкоголя и, как водится, усилить антиалкогольную социальную пропаганду.
Предложения, надо сказать, трезвые, но, увы, запоздалые. К месту заметить, что из госструктур только люди в синих мундирах хоть что-то пытаются делать в сфере противодействия алкоголизации и криминализации населения.
Года два назад Генпрокуратура предлагала увеличить акцизы на спирт, видя в этом один из способов борьбы с пьянством в республике. Акцизы действительно повышались, но совсем не для противостояния с «зеленым змием». У производителей «пьяной» продукции свои меркантильные интересы.
В конце 2011 года Генпрокуратура наивно пыталась привлечь к борьбе с алкоголизацией населения торговлю. Однако, как сообщала пресс-служба этого ведомства, «Министерством торговли ни одно из предложений по существу не рассмотрено, в связи с чем генеральным прокурором направлено письмо министру торговли, в котором рекомендовано вернуться к рассмотрению ранее направленной информации».
Блок предложений касался нюансов реализации алкогольной продукции. Например, чтобы торговать злом в бутылках ночью, предлагалось предусмотреть в качестве обязательных условий получение специального разрешения на такую торговлю, заключение договора об обеспечении охраны общественного порядка с территориальными органами внутренних дел, а также оборудование предприятия торговли системами видеонаблюдения. С заботой о подрастающем поколении прокуроры предлагали труженикам торговли установить время начала реализации спиртных напитков не ранее 10 часов утра для точек, расположенных вблизи детсадов и учебных заведений.
Можно по-разному относиться к трезвым инициативам прокуратуры, прекрасно сознавая, что их на корню способно зарубить мощное лобби в лице производителей и реализаторов винно-водочных и прочих спиртосодержащих изделий, связанных по рукам и ногам выполнением постоянно растущих плановых показателей и выручки, благодаря которым пополняется казна. По нашим данным, каждый 10-13-й рубль среднестатистический белорус оставляет на прилавке именно винно-водочного отдела. А какая материальная польза от Генпрокуратуры?
Однако, в отличие от структур, кровно заинтересованных в максимальном употреблении населением произведенного спиртного, тут, говорится, ничего личного: прокуроры зрят в корень проблемы и анализируют возможные последствия на основе имеющихся фактов.
Алкоголизация и криминализация: как нитка за иголкой
Интернет-газета Naviny.by проанализировала открытые данные «преступного» состояния белорусского общества на фоне пьянства за прошедшие два десятилетия. Оказалось, что у проблемы криминализации есть прямая связь с проблемой алкоголизации. Две социальные проблемы сосуществуют и следуют друг за дружкой, словно нить за иглой.
По данным уголовной статистики, в Беларуси с 1990 по 2000 годы зарегистрированная преступность увеличилась в 1,8 раза (с 75 699 злодеяний до 135 540). Примечательно, что и уровень потребления алкоголя на душу белорусского населения за сей период возрос в 1,8 раза — с 5,7 литра до 10 литров.
Время действительно было сложное, не зря оно названо «лихими 90-ми». Однако следующее десятилетие, которое прошло, как выражаются в правительственных кругах, «в условиях относительной экономической и социальной стабильности в стране», оказалось ненамного лучшим предыдущего. Правда, некие тенденции сокращения преступности начались с 2006 года, но общая картина по-прежнему оставалась тревожной.
С 2000 по 2009 годы в Беларуси зарегистрированная преступность увеличилась 1,12 раза. В цифрах это выглядит так: со 135 540 преступлений до 151 293. К слову, пик пришелся на 2005 год, который оказался на удивление «лихим»: тогда в Беларуси правоохранители выявили 195 361 злодеяние. Но и в первом десятилетии XXI века вслед за криминализацией твердо шагала алкоголизация. Уровень потребления спиртных напитков на душу населения увеличился в 1,2 раза; было 10 литров на каждого, стало — 12.
К этому можно добавить, что за последние пять лет в состоянии алкогольного опьянения совершалось от 32% до 37% преступлений.
Так что вполне возможно, что Генеральная прокуратура имела в виду сию статистическую аналитику, готовя предложения правительству по теме профилактики преступности и борьбы с пьянством. Отмечая при этом, что «объем потребления алкогольных напитков неуклонно растет, что ведет не только к алкоголизации населения, увеличению числа психических заболеваний, связанных с употреблением спиртных напитков, но и к необратимым социально-демографическим последствиям». Ведь за последние два десятилетия производство, продажа и потребление алкоголя в Беларуси увеличилось более чем в два раза!
Рискнем утверждать, что на самом деле ситуация более трагическая, чем представляется по официально зафиксированным данным. Увы, просто невозможно подсчитать оборот теневого производства, потребления суррогатов и любимого белорусами самогона.
По данным социологических исследований и опросов экспертов, объем потребления нелегального алкоголя в стране может составлять от 25% до 30%. А это значит, что на душу белорусского населения приходится не 12 литров, а 15-16 — в два раза больше критического показателя, установленного Всемирной организацией здравоохранения для европейских стран.
Латентности, то бишь скрытости, подвержена и криминальная составляющая белорусского общества. По официальным данным, в 2010 году на 100 тысяч населения в республике было выявлено 1460 преступлений. По оценкам же криминологов-экспертов, уровень реальной преступности в Беларуси превышает более 5 тысяч преступлений на 100 тысяч населения. Общепринятым мировым предельно критическим показателем являются как раз 5-6 тысяч преступлений.
Особо следует подчеркнуть, что все эти оценки состояния алкоголизации и криминализации не высосаны из пальца некой независимой организацией с офисом за рубежом. Эти данные в открытом доступе можно найти, если внимательно полистать сайт Института социологии НАН Беларуси.
Кстати, государственные социологи весьма критически оценивают действующую Концепцию антиалкогольной государственной политики. По их мнению, она нуждается не в изменении и дополнении, а в принципиальной модернизации. В основе таких умозаключений — опрос экспертов, проведенный Институтом социологии в 2008 году. В качестве респондентов выступали практические работники здравоохранения, образования и правоохранительных органов. Так вот, только 1% опрошенных полагает, что предпринимаемые государством антиалкогольные меры эффективны, небольшую степень их эффективности отмечают 48% экспертов, а 38% считают, что они совсем неэффективны.
И возникает только один классический вопрос…
Что делать?
Социологи уже который год бьют тревогу. По их опросам, употребление спиртных напитков в Беларуси имеет массовый характер: трезвенников у нас — всего-то 23% населения. Остальные не прочь заложить за воротник. Правда, предложения ученых больше базируются на витиеватых формулировках, типичных для их образа мышления. Например, они рекомендуют создать «благоприятные экономические, политические, социальные, культурные, организационно-управленческие, нормативно-правовые и другие условия для предупреждения и снижения потребления спиртных напитков, пьянства и алкоголизма» и т.д. и т.п.
Генеральная прокуратура предлагает в борьбе с алкоголизацией и сопутствующей ей криминализацией населения использовать механизм закручивания гаек. Однако чем обернется дело, если предложение о запрете выпуска плодово-ягодных крепленых вин низкого качества вдруг найдет понимание в правительстве? Сколько предприятий этой «чернильной» отрасли рухнет на колени банкротства? Какие убытки понесет бюджет? Или если не понесет, то что приобретет?
…Существует легенда, что горбачевский указ от 15 мая 1985 года «О мерах по усилению борьбы против пьянства» привел к огромным экономическим потерям. Якобы из-за резко подрожавшей водки и резкого ограничения возможности ее приобрести в казну не поступили 37 миллиардов советских рублей. А ведь к 1985 году уровень потребления алкоголя в СССР на душу населения оценивался в 20-25 литров. Однако борцы за трезвость советского образца высказывали свои контраргументы. Например, в 1997 году на международной конференции, которая проходила в Минске, была озвучена весьма любопытная информация. За 1986-1987 годы, время относительного протрезвления, смертность мужчин трудоспособного возраста сократилась на 37%, а средняя продолжительность их жизни возросла с 62,5 до 65 лет. Торговля действительно недополучила 37 миллиардов «пьяных» денег, однако в сберегательные кассы было внесено на 46 миллиардов рублей больше, чем раньше. Количество прогулов снизилось на 35%, а производительность труда ежегодно возрастала на 1%.
Но все это было так давно, что быльем поросло…
Последние Комментарии