Другие материалы рубрики «Общество»
-
Закрытый «Экспобел» работает как обычно и ждет генеральной проверки
Предприниматели обзавелись огнетушителями, пожарными извещателями, расчистили проходы между павильонами... -
У православной из Светлогорска, отказавшейся получать паспорт, забирают ребенка
Иск в суд подал бывший муж, и государство стало на его сторону, хотя органы опеки не нашли в образе жизни женщины каких-либо угроз для ребенка…
- В Брестской области выросло количество хронических алкоголиков в ЛТП
- МЧС предупреждает: 9 апреля возможен ветер с порывами до 20 м/с
- Микрорайон в Островце на 5 тыс. человек достроят в 2016 году
- При ЧС Беларусь сможет бесплатно использовать информацию чужих спутников
- Археологи и дайверы исследуют около 50 водоемов Беларуси
- Грязь, пот и кровь. Спецназовцы боролись за краповые береты
- В Минске жильцы дома требуют вернуть им отчисления на капремонт за 40 лет
- Цыганский барон о тунеядстве: «Всем законам мы будем подчиняться»
- Беларусь доставила гуманитарный груз в Иракский Курдистан
- Дело «Борисовдрева». Мальцев последнего слова еще не сказал
Общество
Процесс депопопуляции в Беларуси остановить невозможно
О необходимости увеличить рождаемость и остановить процесс депопуляции в Беларуси сегодня говорят на всех этажах власти. И если первое условие выполнить реально, то остановить процесс депопуляции невозможно.
Об этом в интервью Naviny.by заявил международный эксперт ЮНФПА Сергей Щербов — руководитель научно-исследовательской группы по вопросам динамики и прогнозирования численности населения Венского института демографии Академии наук Австрии.
— На 1 февраля в Беларуси проживало 9 млн. 463 тыс. человек. Это много или мало для страны площадью 207,6 тыс. кв. км?
— Смотря с чем сравнивать. В Австралии и Канаде, например, плотность населения меньше. Это хорошо, что пространства много. Вовсе не значит, что в стране должно быть много людей. Таким образом, я бы не стал говорить, что белорусов очень мало. Ведь вопрос не в количестве, а, если можно так сказать, в качестве человеческого капитала. Вопрос стоит так: каково качество жизни у жителей? Таким образом, лучше, если людей меньше, а качество лучше.
Где бы вы хотели жить — в большой стране, где люди живут плохо, либо в маленькой, где живут хорошо? Думаю, большинство захочет жить в маленькой. Может быть, раньше количество населения имело значения, когда люди работали мотыгами. Или исходили из того, что чем больше людей, тем больше шансов завоевать другие страны. Теперь мир совсем иной.
— И все же, является ли проблемой то, что население в Беларуси не просто не увеличивается, а уменьшается?
— Это естественный в современных условиях процесс. В Беларуси не будет больше людей. Отмечу, что перепись 2009 года показала, что количество населения страны меньше, чем текущий учет. Таким образом, можно говорить, что в стране недооценены масштабы эмиграции, то есть число выехавших из страны довольно велико.
Если допустить, что миграционное сальдо будет равно нулю, для того чтобы в 2050 году численность населения Беларуси была такой же, как теперь, рождаемость должна быть 2,3-2,4, то есть каждая женщина должна иметь двоих и более детей. Теперь же этот показатель около 1,5. Возрастная структура населения такова, что женщин детородного возраста мало (связано с низкой рождаемостью в прошлых поколениях). И даже если вдруг рождаемость будет высокой, население будет убывать.
Единственное, что можно сделать — ввезти в страну миллионы мигрантов. Как видим на примере Франции и других стран, высокий уровень миграции вызывает много проблем. Кроме того, высококвалифицированные мигранты к вам навряд ли поедут, а низкоквалифицированные вам не нужны.
— Что же делать с убыванием населения?
— Нужно вкладывать средства в образование и здравоохранение. Известно, что во всем мире образованные люди живут дольше. Здоровые дольше работают. В человеческий капитал нужно вкладывать. Социальная политика, которая стимулирует рождаемость — это не только пособия. Это гендерная политика, которая способствует тому, что женщины и мужчины являются партнерами в семье, когда женщина не теряет свои образовательные и карьерные перспективы, заводя ребенка. В Скандинавских странах, где мужчины и женщины делят нагрузки по воспитанию и уходу за ребенком, женщины могут позволить себе иметь много детей. Таким образом, в странах, где есть гендерное равенство, рождаемость идет вверх. Это вопрос из сферы ментальных преобразований. Масштабная социальная политика — это явление более широкое, сложное и дорогое, чем просто выплата пособий на детей.
— Темп депопуляции как будто снижается: за 2011 год население Беларуси уменьшилось на 16 тысяч человек, за 2010-й — на 18,9 тыс., за 2008-й — на 18,4 тыс…
— Ситуация скоро изменится. Будет резкий обвал количества рождений детей. И я боюсь, что полетят многие головы, так как политики не готовы к этому. Многие из них не понимают, что это нечто сродни природным процессам. Хотим мы или не хотим, но будет вечер и будет утро. Так же работают законы демографии. Закономерность такова: если в течение длительного времени рождаемость низкая, и вдруг резко увеличится, в долгосрочный период (40-50 лет при условии небольшой смертности и нулевой миграции) численность населения стабилизируется, а пока она будет падать. И обратный вариант. Даже если рождаемость высокая, а потом резко падает, численность населения увеличивается некоторое время. В качестве примера можно привести Китай, где, несмотря на очень низкую рождаемость, численность населения растет. Это связано с когда-то очень высокой рождаемостью и, соответственно, большим количеством женщин детородного возраста. Однако и там скоро численность населения перестанет увеличиваться. Таков закон демографии.
— Когда-то вы говорили, что в странах бывшего СССР уделяют чересчур много внимания рождаемости и недостаточно смертности, а также продолжительности жизни. Что можно сказать в связи с этим сейчас о Беларуси?
— Это большая проблема для Беларуси. Для того чтобы снизить смертность, в трудоспособном возрасте прежде всего, необходимо пропагандировать здоровый образ жизни. Речь идет не только о том, чтобы ходить в спортивный зал. Имеется в виду употребление здоровой пищи, жизнь в здоровой окружающей среде и отсутствие в основной массе населения вредных привычек.
В современном мире курение является управляемым фактором, который отвечает за то, что разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин сокращается. Я говорю о том, что увеличивается доля курящих женщин. Считается, что именно курение послужило причиной того, что в Европе сократился разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин. И все же, в Европе — другой стиль жизни. Особенно он отличается в европейской и вашей провинции, где проблемы, связанные с курением, злоупотреблением алкоголем, при том не всегда качественным, усугубляются.
— В 2000 году в Беларуси на тысячу человек населения в трудоспособном возрасте приходилось 370 человек старше трудоспособного возраста, в настоящее время — 382. Как бы ни жестоко это звучало, государство будет испытывать большую нагрузку в связи с увеличением продолжительности жизни, не так ли?
— Если женщина выходит на пенсию в 55, а мужчина в 60 лет. Но если в Беларуси будет расти продолжительность жизни на два года в 10 лет, как это происходит в странах ЕС, к 2050 году выход на пенсию в вашей стране может быть в таком возрасте, как сегодня в Европе, то есть в 65 лет. В таком случае демографическая нагрузка не будет меняться, и проблем не возникает. Как видите, все опять упирается в здоровье. Здоровые люди живут и работают дольше. Образованные люди являются более производительными.
— В связи с этим возникает вопрос переобучения.
— Это очень важно. Люди, которые подходят к пенсионному возрасту, получали образование давно, когда были другие технологии. Им нужна переквалификация. Отмечу, что с годами труд будет становиться все более технологичным. Рост продолжительности жизни не происходит сам по себе. Подразумевается, что изменяется всё в стране, включая стиль производства, технологии.
— К увеличению пенсионного возраста нужно готовиться уже теперь?
— Да. Нельзя увеличивать пенсионный возраст в один день на несколько лет. Лучше это делать, например, на месяц в год. Пока продолжительность жизни не растет, трудно аргументировать необходимость увеличения возраста выхода на пенсию. Экономическую аргументацию народ не поймет. Совсем другое дело, если можно будет сказать людям: «Мы живем дольше, мы здоровее, не стоит увеличивать нагрузку на собственных детей, когда мы еще можем работать». Люди такую аргументацию по-другому воспринимают. Правда, чтобы так было, нужно, чтобы действительно улучшилась жизнь и ее продолжительность.
Последние Комментарии