Другие материалы рубрики «Туризм»
-
Белорусские горнолыжные центры. Для внутреннего потребления
Для европейцев на горнолыжных курортах Беларуси и набор услуг скромный, и трассы отнюдь не альпийские… -
Загрузку отелей Минска обеспечат за счет корпоративов российского бизнеса?
Белорусскую столицу будут продвигать как место для экономических и политических дискуссий…
- В Полоцком районе появится резиденция Деда Мороза
- Витебская область выиграла немецкий грант на развитие агроэкотуризма
- Минск и египетская Александрия планируют наладить авиасообщение
- Палата представителей ратифицировала соглашение с Эквадором о взаимной отмене виз
- В Минске готовят туристический календарь на 2015
- ТОП-10 лучших аэропортов мира
- До минского аэропорта теперь можно добраться поездом
- Под Кобрином прошел конкурс «Палескія прысмакi»
- В Лепеле прошел фестиваль-конкурс местной кухни
- В аэропорту Барселоны чудом избежали столкновения два самолета
Туризм
В Шенген(е) по-новому, или Откровения нелегала поневоле. Часть вторая
Продолжение. Часть первая
Один месяц, одна неделя и один день, а если проще, то 40 дней прошло с момента вступления в силу новых правил пребывания в шенгенской зоне. Ранее полугодие, в течение которого там можно находиться до 90 дней, отсчитывалось с момента первого въезда по новой визе. Теперь полугодие (точнее, 180 дней) плавающее: при въезде и выезде пограничник должен смотреть, не было ли перебора дней (их осталось 90) в последние 180 дней, причем, превышения не должно быть в каждый день пребывания в «шенгене».
Изменения были приняты еще в июне, но широкой общественности о них стало известно, лишь после вступления в силу. Энную часть граждан это нововведение затронуло напрямую: кого-то — перед началом уже запланированной поездки, а кого-то — уже на территории стран Шенгенского соглашения. Во вторую категорию попал и корреспондент Naviny.by, опубликовавший в конце октября панический текст с обещанием продолжения после возвращения. Вернулся, продолжает.
Несмотря на полушутливое недоумение зарубежных коллег, с которыми делили профессиональный хлеб, на границе меня не расстреляли. Более того, не задали ни одного вопроса. Но не прячется ли здесь лукавый? Однако по порядку номеров.
Особую пикантность в вопрос спокойного возвращения добавлял приезд семейства в количестве двух человек на трехдневную побывку в Берлин — самую удобную с логистической точки зрения западноевропейскую столицу. Ребенку через несколько дней исполнялось 12 лет, и самое время было использовать последнюю возможность проехаться по бесплатной визе и за полстоимости автобусного билета. Поскольку поляки возобновляли контроль на границах из-за климатического саммита в Варшаве, моим «гаврикам» предстоял двойной контроль: на литовско-польской и польско-немецкой границах. Собственно, через Литву поехали только потому, что в тамошних автобусах всегда работает туалет, тогда как в наших это по-прежнему закрытая зона. Чистая психология: когда знаешь, что всегда МОЖНО, то особо и не тянет. Пардон за натуралистичные подробности.
Пограничный контроль действительно был, но отношение к белорусским паспортам было наиболее формальным. Короче, мои приехали, встретились. Я им все о своих страхах, а они все пытались их развеять. Крайний аргумент: «Мы тебя прикроем». Ну разве что…
После пробега по магазинам и достопримечательностям, помноженного на малосонные ночи, загружаемся в рейсовый автобус. Народу битком — вечер воскресенья. Едем. Супруга и дите вскоре засыпают. На погранпереходе между Франкфуртом (который на Одере) и Швицко на наш автобус не обращают никакого внимания. Медленно въезжаем в Польшу. Уф, треть проблем решена! Ребенок вскоре просыпается: «Знаешь, что мне снилось? Что ты потерял паспорт и снова его нашел. Значит, проблем у тебя не будет». «Хм, — отвечаю, — судя по этому сну, может, и не будет, но без вопросов не обойдется».
Ближе к обеду следующего дня въезжаем в Литву — и снова мы никому не интересны. «Я же говорил!» — торжествует сын. И начинает выворачивать душу: «А как будет у тебя падать камень с души, когда мы въедем в Беларусь?» Вот как отвечать на такие вопросы?
Прибыв в Вильнюс, решаем ехать дальше в Минск ближайшим автобусом: назавтра у ребенка день рождения, и он хочет выспаться. В салоне десять человек. Водитель два раза спрашивает, нужна ли кому миграционная карта, ибо за ее отсутствие штраф 25 евро. В ответ — негромкие «нет», и это становится прологом самого яркого впечатления от поездки.
В Мядининкае литовский пограничник собирает паспорта, и мы с ребенком издали наблюдаем, как он их штампует в своей «каморке». Супруга и еще пару человек получают свои документы в первую очередь и идут за печатями на tax free. Оставшиеся паспорта пограничник молча выносит водителю. Сын торжествует: «Ну не зря же мне сон приснился!»
Действительно, гора с плеч. Покидаем территорию «шенгена». В Каменном логе вошедший в салон белорусский пограничник ставит в тупик молодую литовку вопросом: «Где ваша миграционная карта?» Ответ был шикарен: «А что это такое?» Водитель куражится: «Я же дважды спрашивал! Теперь весь автобус задерживается. С вас 150 евро!» Бедная девочка ничего, конечно, не платила и, судорожно заполнив бумагу, даже не выбила автобус из графика. Теперь можно и поспать.
Через пару дней набрел на российский форум, где обсуждались новые правила пребывания в странах шенгенского соглашения. Оказывается, ветка была открыта еще в июле. Но народ, судя по откликам, был ни сном ни духом. Основные отзывы тех, кто «попал»: ни на въезде, ни на выезде пока никто не считает. Причем речь шла о превышении как на выезде, так и на въезде. Народ рискует, так как поездки запланированы давно и не могут быть отменены. Кто-то сослался на человека в литовской погранслужбе: мол, документ до сведения доведен, но пока проверки выборочные, чтобы привыкали. Самый интересный пример: русская пара имеет дачу в Эстонии. При выезде обнаружилось, что по новым правилам у нее набралось 154 дня в полугодии. Пограничники «на первый раз» простили, предупредив, что въезд будет по новым правилам. Так что ближайшие два месяца дачка останется без присмотра.
Жена еще раньше поделилась моей бедой с коллегами по работе. Реакция была разная. Одна сказала, что максимум — это небольшой штраф, так как прежде нарушений не было. Другая: «Пускай не обольщается. Выпускают всех, а вот когда он снова попытается въехать, тогда ему и припомнят».
Теоретически могут вскрыть «грешки» при выдаче новой визы. Если пограничник считает по штампам (единой электронной системы в этой области пока нет), то никто не мешает сотрудникам посольств пробить паспорт по визовому калькулятору. Если «вбить» туда все, например, мои штампы, то он выдаст красным шрифтом дни превышения и вообще не будет считать разрешенные дни, даже если это уже 2014 или 2015 год. Правда, некоторые обращают внимание на то, что в комментарии к счетчику берутся примеры из не самого близкого будущего, поэтому есть надежда на прощение.
Впрочем, с такими проблемами столкнулась весьма небольшая часть выезжающих за границу. В основном это коснулось водителей автобусов и гидов, отмечает известный в Беларуси эксперт в области туризма, главный редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия Кобзик.
«Информации, что кого-то завернули на границе, пока не было. Но турфирмы боятся отправлять в поездки сотрудников, у которых превышен лимит. Несколько недель назад мы проводили опрос на эту тему: турфирмы вынуждены были перекроить графики выезда своих работников», — говорит эксперт. А некоторые, по ее словам, не исключают, что в договор с клиентами будет вписываться пункт, обязывающий их следить за количеством проведенных в «шенгене» дней. Эта норма фактически будет дублировать соответствующий пункт в новой редакции Визового кодекса.
…В декабре собираюсь в Литву на встречу с коллегами. К этому времени количество разрешенных дней достигнет двух десятков. Жена тоже имеет к этой моей поездке свой интерес: на выезде литовская таможенница не проставила один штамп tax free. Так что если не обойдется без приключений — продолжение следует.
Последние Комментарии