Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Учить, а не втюхивать факультативы!

Наталья РЯБОВА

Наталья РЯБОВА

Окончила БГУ (социология), ЕГУ (философия), в 2013 году получила степень МВА (магистр бизнес-администрирования). Директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA, при которой действует исследовательский проект BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования) и интерактивный сайт «Кошт урада», посвященный государственным финансам.

Отгремели первые звонки и отстоялись парадные линейки, дети пошли в школу. Родители собрали урожай лайков в социальных сетях за фотографии нарядных детей, поделились воспоминаниями о хороших и плохих школах их детства и приступили к тягомотине взаимодействия со школой сегодняшнего дня. Искать пиджаки (жилетки нельзя!) с полосочками в нужную сторону (в другую нельзя!), проверять домашние задания, лепить сов из шишек и объяснять классной, почему вы не можете воздействовать в нужную сторону на своего отпрыска. Как говорится, только глаз перестал дергаться, как снова 1 сентября.

Если ты взрослый человек с устоявшейся и окрепшей в нашей несовершенной жизни психикой, то тебя наезды по поводу полосок в другую сторону только насмешат. А вот если ты младшеклассник, и тебя вызывают к доске показать на твоем примере, как нельзя одеваться в школу, то, наверняка, сильнейшее расстройство на месте и истерика дома родителям обеспечены.

А что учителя? Зарабатывают мало, эмоционально выгорают, выполняют указания как умеют. А тут еще недавно с самых верхов последовало несколько советов о том, как им жить: министр образования Журавков заявил, что качество труда учителя не зависит от зарплаты, а согласно вице-премьеру Кочановой, учителя теперь должны будут продавать платные услуги, чтобы получить прибавку к заработку.

Какие в школах платные услуги? Прежде всего, факультативы. И так уже сейчас, если классная ведет, к примеру, факультатив по русскому языку, то попробуй не ходи на ее занятия — жизнь в школе ребенку испортить очень легко. Кроме факультативов по разным предметам, есть еще курсы типа «Учимся вместе», подготовка к центральному тестированию, подготовка к школе и т.п.

Легко представить на основании того, как сейчас безапелляционно и добровольно-принудительно собираются деньги на ремонты, воду, оборудование и так далее, как будет осуществляться зарабатывание премий учителями. Обязательные факультативы, очень нужные платные экскурсии и походы, жизненно необходимое дополнительное питание, субботние занятия — фантазия может зайти далеко.

Факт только в том, что таким образом, если отбросить мысль о бессребрениках, отдающих сердца детям подобно Данко на каждом уроке независимо от зарплаты, учителя мотивированы как раз как можно меньше давать знаний детям непосредственно на уроках. Чтобы затем иметь факультативы, кружки, репетиторство, дополнительные занятия и прочие способы заработать на жизнь. Как говорится, 400 способов относительно честного отъема денег.

Отрадно видеть элементы капиталистического мышления в речах чиновников высокого уровня. Только не в ту сторону эти зачатки растут. Свобода, рынок и предпринимательский дух должны быть в первую очередь в экономике, а там как раз госрегулирование, сертифицирование-лицензирование, проверки и бюрократия. Частную школу или детский сад попробуйте открыть — не всякой акуле бизнеса это по плечу в наших условиях! А вот стимулирование учителей зарабатывать в ущерб своей работе и миссии — это как раз еще большая несвобода для них.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».