Депутат, полковник, топ-менеджер. Судят бывшего директора «Миноблавтотранса»

Сотрудников предприятия и казенный транспорт Русак использовал как свою собственность. Даже его жену в Вильнюс на шопинг возили на служебной машине с водителем.

Судят бывшего директора предприятия «Миноблавтотранс» Виктора Русака. Долгое время он был начальником милиции общественной безопасности в Минске.

62-летний Виктор Русак сделал хорошую карьеру. От сержанта милиции дослужился до полковника. Был депутатом парламента, начальником милиции общественной безопасности в Минске. Это он отдал приказ не пускать людей на проспект Машерова (сейчас Победителей) во время трагедии на Немиге в 1999 году. Люди, прячась от ливня и грозы, побежали в подземный переход, в давке погибло 53 человека. Русака пытались судить за служебную халатность, но суд прекратил рассмотрение дела.

Даже после такого скандала Виктор Русак остался при хорошей должности — сначала был главным советником председателя Миноблисполкома, потом возглавил «Миноблавтотранс». Сейчас его обвиняют в коррупции.

По версии следствия, сотрудники автопарка трудились не только по основному месту работы, но также в доме начальника и его матери. В деле фигурируют эпизоды, когда в загородный дом Русака на служебном транспорте возили стройматериалы и даже овощи — для самого обвиняемого и его брата. Когда жене Русака нужно было отправиться на шопинг в Вильнюс, выделялась служебная машина и водитель.

Бывший милицейский начальник не погнушался даже заменить тормозные колодки для личного автомобиля за счет предприятия. А заодно получил автомобильные диски и шины.

Дальше — больше. За счет одного из автопарков Виктор Русак получил мебель. Телевизор, который предприятие получило в качестве спонсорской помощи, передал сыну. Еще один эпизод — директор «Миноблавтотранса» приказал подчиненному поцарапать его служебную машину Audi A6, чтобы предприятие оплатило полную покраску. Удовольствие стоило 17 млн рублей (старыми).

Когда на предприятие пришел запрос из ГУБОП, обвиняемый поспешил оплатить все перевозки, которые он получил как начальник бесплатно. Правоохранители насчитали ущерб свыше 40 тысяч «новых» рублей (это около 20 тысяч долларов). И хотя Русак вину признал только частично, он компенсировал всю сумму. Кстати, в ходе следствия был наложен арест на его имущество — свыше 500 тысяч долларов (деньги, недвижимость, авто).

Вдобавок к коррупционным преступлениям бывшего директора обвиняют также в незаконном приобретении и хранении пистолета Brauni, который во время обыска нашли в его гараже. Прослушка зафиксировала, как он уже после задержания звонил дочери и просил что-то убрать из гаража. Сразу после этого правоохранители приехали в гараж и нашли там оружие.

«Зачем ему это? — задается вопросом адвокат фигуранта уголовного дела. — У него на законных основаниях хранится два пистолета и ружье».

Защитник бывшего милиционера почти два часа зачитывал в суде, как были сфальсифицированы материалы дела.

По словам адвоката, практически во всех путевых листах, на основании которых был насчитан ущерб предприятию, были приписки. Например, Русака повезли на служебном авто на квартиру к матери — это два километра. А по документам — 123 километра и соответствующий расход топлива. В один из дней пробег по Минску зафиксирован как 788 км, чего не может быть даже в теории, учитывая рабочий день водителя.

При этом ни обвиняемый, ни его защитник не оспаривали тот факт, что машины предприятия и водители использовались для личных целей Русака и его семьи. В загородный дом начальника на служебной машине возили даже уборщицу.

В постановлении о возбуждении уголовного дела правоохранители так характеризуют бывшего коллегу: ему свойственен крайний эгоизм, тщеславие, вседозволенность. А преступления он совершал «из корыстных и иных низменных целей». И хотя уголовное право таких формулировок не содержит, все это вошло в материалы дела.

«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им, — процитировал в суде Вольтера адвокат Русака. — Прошу учесть, что обвиняемый погасил весь ущерб, хотя и не был с ним согласен. Он положительно характеризуется по месту работы. Прошел путь от сержанта до полковника милиции».

Вот к последней фразе, конечно, больше всего вопросов. В частности, как мог человек, который как никто другой знает закон и должен его соблюдать, превратить подчиненных чуть ли не в крепостных, а свои личные интересы поставить выше интересов предприятия?

Сам Виктор Русак заявил, что раскаивается и осознает, что виноват перед обществом и государством. По его словам, он преступил закон уже на закате своей трудовой деятельности.

«В течении всей своей жизни я стремился действовать в рамках закона и в интересах людей, — завил Русак. — Будучи начальником милиции общественной безопасности, добился, чтобы в течение семи лет сотрудники (милиционеры. — ред.) бесплатно получили 132 квартиры. Победил на альтернативной основе на выборах в 1990 году (выборы в парламент. — ред.). Точно также активно работал на должности гендиректора «Миноблавтотранса». Прекрасно понимаю, что никакой послужной список не может быть учтен при вынесении решения за совершенные мною глупости, проступки в конце трудового пути. Я осознаю вину перед обществом и государством. Прошу у суда прощения. Прошу не лишать меня свободы, учитывая, что почти два года я уже нахожусь под стражей».

Прокурор запросила для бывшего директора шесть лет лишения свободы в колонии усиленного режима, штраф 200 базовых величин, конфискацию имущества и запрет на пять лет занимать руководящие должности.

Приговор по делу будет оглашен 22 марта.

 

 


  • Я поражаюсь вашей системе госуправления, вот этот русак например: милиционер, депутат и сразу топ менеджер транспортного предприятия))) да и в клетке клоун улыбается! Человек-должность