Сколько у БАТЭ фанатов в Рейнской области? Столько же, сколько и у «Байера»

Чемпионат Германии по умолчанию не ровня белорусскому. Чтобы побить даже аутсайдера, надобно умение, а не набор шапок.

Этот сезон запомнится БАТЭ надолго. А эта неделя — особенно. Так трудно команде не было уже давно. Если вообще когда-то было. 28 октября, за три тура до финиша внутреннего первенства, в сторону Солигорска и Минска активно задрейфовало чемпионство, а вчера под большим вопросом оказались шансы на выход в плей-офф Лиги Европы.

 

Как с козла молока

«Райн-Энерги-Штадион», где принимает гостей немецкий «Кельн» (к слову, четверть часа езды от центра на трамвае), оказался для борисовского клуба «Райн-Аллерги-Штадионом». 2:5 от аутсайдера бундеслиги и группы Н Лиги Европы — это второе и самое крупное поражение БАТЭ в нынешнем еврокубковом сезоне. 28 сентября дома во втором туре было 2:4 от лондонского «Арсенала».

Кельнских «козлов», для которых начало сезона оказалось просто кошмарным (2 очка из 30 в чемпионате, 0 из 9 — в Лиге Европы и ложка меда в бочке дегтя в виде выхода в 1/8 финала Кубка Германии), когда-то должно было прорвать. Это случилось в домашней игре с БАТЭ.

Не сенсация. Но неожиданной для обеих сторон стала обертка, в которой было подано долгожданное для изголодавшихся фанатов «Кельна» блюдо. Традиционно бойкое начало — 1:0 на 16-й минуте после сольного прохода форварда Зимона Цоллера, кошмарная, морально убивающая двухминутка-перевертыш — на 31-й и 33-й: голы Неманьи Милуновича после хитрого и одновременно простого розыгрыша штрафного и «безумный» по выражению немцев удар Николая Сигневича в падении через себя, который в немецком языке описывается емким словом Fallrückzieher. И гробовая тишина в исполнении 45 тысяч натруженных кельнских глоток. И громкий свист по окончании первого тайма.

А дальше… А дальше австрийский тренер «Кельна» Петер Штёгер, пропустив в перерыве все случившееся через себя, посадил на скамейку невезучего полузащитника Кристиана Клеменса и отправил в бой нападающего сборной Японии Юя Осако.

И уже на девятой минуте второй половины «козлы» возликовали — 2:2. Еще через девять минут хозяева уже вели после точного выстрела со штрафного 21-летнего француза Серу Гирасси.

Все могло измениться через четыре минуты, используй Сигневич и Александр Володько убойные шансы, но в этот вечер масть немцам впервые этой осенью пошла окончательно и бесповоротно. На 82-й минуте снова отличился Осако, а на 90-й его примеру последовал еще один вышедший на замену футболист «Кельна» — полузащитник сербской сборной Милош Йоич.

Как признался после игры капитан «Кельна» Маттиас Леманн (матч в Борисове он пропустил, получив травму прямо на разминке), сначала ему казалось, что он находится в «неправильном фильме». На самом деле — в правильном. Его название — «Назад в будущее». Которое можно изменить. Это для БАТЭ крутили другую картину — «Некуда бежать».

В итоге очков у аутсайдера бундеслиги и группы Н Лиги Европы в Кельне гости надоили, как с козла молока. Чемпионат Германии по умолчанию не ровня белорусскому. Чтобы побить даже неудачников, надобно умение, а не набор шапок.

 

Штегёр: бесконечный кредит доверия

На послематчевой пресс-конференции корреспондент Naviny.by признался Петеру Штёгеру: «После первого тайма подмывало спросить у вас, не собираетесь ли в отставку. Сейчас спрошу, не станет ли этот матч для «Кельна» началом новой эры». Немецкие коллеги начали громко перешептываться: вопрос об отставке австрийца они если и поднимали, то кулуарно. «Я много анализировал в перерыве, но об отставке не думал», — ответил тренер.

И, в принципе, он имел полное право об этом не думать. Ведь после плюхи в Борисове (0:1) в отставку ушел не он, а спортивный директор клуба. Кредит доверия австрийцу оказался поистине безграничным.

Это в минском «Динамо» былые заслуги не в счет: перестал справляться — до свидания. И во многих клубах бундеслиги редко до трех считают. А тем более до десяти. В Кельне же бесконечно ценят главное достижение австрийца за последние четверть века клубной истории — выход в еврокубки. И словно говорят: ты создал — ты и распоряжайся.

Более того, тренеру команды — безнадежного аутсайдера бундеслиги с родины на днях поступило предложение поработать с национальной сборной. Но Штёгер отказал: у меня, мол, контракт до 2020 года, мне и здесь хорошо. Хромые утки такими уверенными не бывают.

Наоборот, пинают уволенного спортдиректора «Кельна» Шмадтке. В местные СМИ, к неправедному гневу боссов клуба, просочилась информация, что если он до следующего лета не найдет работу, бывший наниматель обязан будет выплатить ему полуторагодовое жалование — около двух миллионов евро.

 

Газета сегодняшнего дня

Всегда берет зависть, когда видишь оперативную работу коллег из печатных медиа. Матч закончился за час до полуночи, а уже ранним утром за завтраком читаешь отчет. И это не наспех поставленная на полосу статья от бездушного информагентства, а подробный материал собственного корреспондента, который сидит рядом с тобой на трибуне и в пресс-центре.

Оперативность — то немногое, что замедляет умирание рынка печатных СМИ. И здесь большое подспорье — собственная типография и система распространения. Помнится, «Прессбол» не однажды пытался пробить глухую стену государственного монополизма, чтобы выходить в понедельник, — бесполезно. «Лет 20, раз 100», — написал бывший главред газеты Владимир Бережков в ответ на просьбу сообщить, сколько лет и сколько раз. Если это и преувеличение, то совсем не большое.

Дописав эти заметки, автор пойдет в город и скупит местную прессу, даже не знакомясь предварительно с содержимым: отчеты, не говоря о снимках, там будут обязательно.

 

История с козлиной бородой

Перед началом матча в пресс-центре «Кельна» произошло историческое событие, о котором до сей секунды знали только четыре человека: охранник стадиона, архивариус клуба, автор и собственно виновник — борисовский журналист-коллекционер, внештатный автор Naviny.by Андрей Шмелев.

Дело в том, что Андрюха (хотя какой он уже Андрюха на середине шестого десятка) привез с собой бережно хранимый 42 года экземпляр сверхпопулярного и сверхдефицитного в советское время еженедельника «Футбол-Хоккей» с отчетом о матче 1/16 финала Кубка УЕФА «Спартак» (Москва) — «Кельн» (2:0 в пользу хозяев).

За день до игры, после пресс-конференции главного тренера БАТЭ Александра Ермаковича, он показал эту газету пожилому охраннику, который сразу пустился в далекие воспоминания, а под конец сообщил: я скажу о вашем приезде нашему архивариусу, он придет завтра, и вы обменяетесь информацией. «А вы, — продолжил секьюрити, строго и одновременно дружелюбно глядя на автора статьи, — будете им переводить».

Шмелева аж затрясло: я ж только поделиться сокровенным хотел, своей старой любовью к бундеслиге. «Теперь ты станешь местной легендой», — ответствовал автор.

Архивариус действительно пришел, и за 40 минут до игры мы уединились на трибуне пустынного пресс-центра. Дирк Уншульд рассказал, что у него есть отчеты с того матча, но, разумеется, из немецких СМИ. Все находится на цифровых носителях. Материалов из советской печати у него, конечно же, нет. Дирк радостно сфотографировал обложку «Ф-Х», разворот с отчетом и настойчиво попросил не терять с ним контакт. «У меня еще много чего есть», — многозначительно отреагировал запасливый Шмель.

 

Любовь к клубу — с молоком матери

Продажа атрибутики — одна из важных статей доходов любого уважающего себя европейского клуба. «Кельн», само собой разумеется, не исключение. В фан-шопах есть даже полки для новорожденных.

Разве что приведем слова стадионного дядьки-продавца, который, увидев, что автор берет стопочку бесплатных программок для страждущих в Минске собирателей, беззлобно воскликнул: «Эй, немцам хоть что-нибудь оставь!»

 

Досмотр с человеческим лицом. И вай-фай

Кельн — город с повышенной террористической угрозой, поэтому и меры безопасности на стадионе повышенные. На входе для СМИ в сумки журналистов тоже заглядывают и верхнюю одежду щупают. Но неизменно с улыбками и шутками, без чувства собственного превосходства. Досмотр репортеров проводят дядьки и тетки в возрасте. Реальные стюарды, а не ряженые силовики.

Если нужно выйти за периметр — без проблем пускают назад без повторной проверки. Еще и поприветствуют. Молодых стюардов задействуют на болельщицких входах.

Насчет поесть и пива попить — тоже без проблем. В Борисове 19 октября, когда «Кельн» приехал в гости, со вторым было трудно, вернее, совсем никак.

А еще — бесплатный беспроводной интернет на территории всего стадиона.

 

Таблица уплотняется, шансы выравниваются

После четырех туров ситуация в группе Н следующая: «Арсенал» — 10 очков (разница мячей 8-3), «Црвена Звезда» — 5 (2-2), БАТЭ — 4 (6-10), «Кельн» — 3 (6-7).

Для Борисова все было бы намного легче, если бы из Кельна удалось увезти ничью. А так даже победа над «Црвеной Звездой» в следующем туре 23 ноября не гарантирует выход в 1/16 финала. Придется цепляться за очки в Лондоне. А это будет как минимум не легче, чем вчера на «Райн-Энерги-Штадионе».

 

Вместо бонуса: БАТЭ — герой комикса

На последней странице бесплатной программки к игре обнаружился комикс, посвященный БАТЭ, под заголовком «Домашний матч для папы».

«Борисов по величине примерно такой же, как Леверкузен».

«И БАТЭ — тоже заводская команда, как Леверкузен».

«И в Рейнской области у БАТЭ столько же фанатов, сколько у Леверкузена».

 

 

Кельн