Газ для Украины будет дорожать

Двигаться будем навстречу, но с двух сторон. Ярче не смог бы сказать об отношениях России и Украины даже...

 

Виктор Янукович. Фото AFPУкраинский премьер Виктор Янукович увез в среду из Сочи новую формулу расчетов за российский газ. Точную цену он и его российский коллега Михаил Фрадков пока решили сохранить в секрете. При этом Янукович уточнил — она "будет соответствовать уровню экономических отношений между Россией и Украиной". Этот уровень, видимо, стоит считать весьма высоким, — как показали переговоры в Сочи, газ для Украины будет пусть и не быстро, но дорожать.

Итоговую цифру Фрадков и Янукович пообещали назвать в конце ноября — начале декабря, ссылаясь на то, что только к этому времени определятся параметры газового рынка. Для того чтобы прийти к такому решению, премьерам понадобилось всего полтора часа. В качестве символа возобновления отношений Янукович вручил Фрадкову отдельный подарок — значок с самолетом Ан-148. С намеком на то, что России и Украине вновь есть что предложить друг другу — будь то авиастроение, энергетика или что-либо еще.

Для российско-украинских переговоров выбрали санаторий с нейтральным названием "Черноморье" (саммит ЕврАзЭС проходил в "Руси"). Украинская делегация, заранее заняв места, нервно листала бумаги. Напряжение ненадолго нарушил посол на Украине Виктор Черномырдин: с криками "О-о, земляк" украинские министры кинулись к нему обниматься. Министр энергетики Украины Юрий Бойко от документов отвлекся лишь на секунду, для ответа на вопрос о возможности снижения цен: "Мы хотим, чтобы соглашение работало в том виде, в котором подписано". Впрочем, еще до начала переговоров Виктор Христенко в беседе с журналистами советовал Януковичу говорить о снижении цен не с правительством, а с "Газпромом".

И Россия, и Украина на газовых переговорах оказались в двойственной ситуации. Россия после скандала с поставками газа не могла пойти на снижение цены, даже если бы захотела. Это было бы равнозначно признанию — цены для Украины диктует политика, а не рынок. Янукович же не мог вернуться в Киев с пустыми руками. Еще нервничая в начале переговоров, он сразу поставил мягкий ультиматум: "Мы настроены работать только на результат".

Но, как пояснили в среду источники "Известий" в "Газпроме", надежды Януковича изначально были обречены на провал, по крайней мере, сам газовый концерн от прежних договоренностей отступать не намерен. Что же касается формулы на следующий год, то она в значительной мере будет зависеть от аппетитов Ашхабада, вернее, от той цены туркменского газа, которую удастся зафиксировать в контракте. В любом случае, подтвердили источники в концерне, на снижение Украине рассчитывать не стоит.

Премьеры, впрочем, давали понять, что в ценообразование могут вмешаться и другие факторы. Как, например, сказал Фрадков, он предложил украинским коллегам "порассуждать" о перспективах включения Украины в ЕврАзЭС. Янукович рассудил так: "большой интерес" Украины состоит в том, чтобы поучаствовать в разработке газовых месторожений в России или Казахстане.

— Мы должны руководствоваться рыночными подходами и должны прояснить развитие сотрудничества и в других секторах, — на этих словах российский премьер словно задал немой вопрос Януковичу. Тот заулыбался и, довольный, кивнул.

— Движение должно быть активнее и навстречу, — импровизировал Фрадков, надеясь закончить на дидактической ноте.

— Но с двух сторон, — не сдался Янукович, который решил, что точку в этом разговоре должен поставить именно он.

"Янукович заказывает много музыки"

Виктор Янукович в Сочи заявил, что он пока не может выполнить свое предвыборное обещание и придать русскому языку статус официального. Какой свободой принятия решений обладает сейчас Янукович? На этот вопрос нашей газеты ответил известный украинский политолог Михаил Погребинский.

— В своем первом премьерстве Янукович не проявился полностью как политический деятель. Не он, условно говоря, заказывал музыку, все определял Кучма. Янукович был ограничен теми поручениями, которые ему давались. Сейчас он в другой, фактически партнерской, позиции по отношению к Ющенко. Конечно, у премьера нет полного карт-бланша, но он теперь, продолжая параллель, заказывает очень много музыки. Да, он может делать вид, что он не в состоянии принять решение, но тогда, когда сам этого решения не хочет. Его полномочия в вопросах экономики гораздо шире, чем в первом премьерстве. За исключением тех случаев, когда экономика не переходит в формат геополитики. Что же касается проблем, которые возникли у России и Украины в газовой сфере, то большая часть из них была связана с высокой сферой идеологизации этой политики со стороны "оранжевой команды". Сегодня этого нет, значит, спор постепенно должен перетечь в плоскость сугубо экономическую.