ВТОРОЙ КОНГРЕСС АПРИОРИ СЛАБЕЕ ПЕРВОГО

Власть не скрывает, что старается проводить электоральные кампании без особого ажиотажа. Зачем возбуждать народ политическими вопросами? У оппонентов власти задача, по идее, противоположная. Но организуемый ими "в одном флаконе" с местными выборами второй Конгресс демократических сил вряд ли взбудоражит широкие слои населения.


"Избирательная кампания в республике началась очень спокойно". Эту ключевую мысль Лидии Ермошиной, главы Центральной комиссии по выборам, правительственное агентство БЕЛТА вынесло недавно в заголовок своего сообщения. Чуть раньше глава государства сказал, что "нам нужны местные Советы депутатов от жизни: не политизированные, не партийные, не крикливые, не шумливые". Власть, таким образом, вслух проговаривает сверхзадачу: не допустить политизации общества!

Иногда кажется, что руководящая верхушка с легкой душой отказалась бы от всяких выборов вообще. Но не позволяет имидж "народной власти", "всенародно избранного президента". В целях легитимации хочешь не хочешь надо соблюдать ритуал.

Политические оппоненты власти почти загнаны в андеграунд. Их возможности и ресурсы весьма ограниченны, против них ведется игра без правил. Так что вроде и негоже лишний раз бросать камень. Но слишком уж часто складывается впечатление, что из всех возможных сценариев оппозиция неизменно выбирает худший. Или же оказывается, что благими намерениями в очередной раз вымощена дорога в ад.

Вроде бы хороший замысел: стимулировать участие оппозиционеров в кампании местных выборов, используя принцип "два в одном". То есть — чтобы триста подписей граждан за выдвижение кандидатом в депутаты одновременно давали право стать делегатом второго Конгресса демократических сил. По замыслу оппозиционной верхушки, таким образом появляется стимул идти в народ, проповедовать массам демократические идеи.

Однако есть симптомы того, что интересы междоусобной борьбы вновь заслоняют собой благородную идею коммуникаций с населением. Уже писалось о том, что ОГП обвинила команду Милинкевича в переманивании партийного актива под знамена своего движения, чтобы иметь фракцию повнушительнее на конгрессе. Велика вероятность, что сбор подписей будет вестись в основном среди своего, "проверенного" электората. То есть никакого прорыва в коммуникациях не получится.

Сам второй конгресс по своей идеологии, энергетике априори проигрывает первому. Тогда, осенью 2005 года, была четкая, всем понятная сверхзадача — собрать в кулак демократические силы, выдвинуть наиболее сильную и по возможности единую персональную альтернативу Лукашенко. Была цель победить на выборах (другое дело, что кто-то верил в нее искренне, а кто-то декларировал дежурно). В общем, был момент общественного интереса и подъема.

А что сейчас?

Вырисовывается некое межпартийное мероприятие. Александр Милинкевич в интервью радио "Свобода" уже выказал тревогу, что получится "суженный конгресс", иначе говоря — "конгресс политических сил — тех людей, что участвуют в выборах". По его словам, среди делегатов "не будет очень многих активистов общественных организаций, не будет писателей, не будет журналистов, не будет предпринимателей и так далее".

По словам политолога Валерия Карбалевича, инициаторы форума хотят решить как минимум две задачи.

Во-первых, переформатировать руководящие органы коалиции, вытеснив из них представителей виртуальных структур.

Во-вторых, разобраться со статусом "первого среди равных", коим на сегодня является Милинкевич. Многим кажется, что неформально употребляемый его окружением титул "лидера белорусской оппозиции" для сегодняшних реалий чересчур громок. Не лучше ли сделать председателя Политсовета объединенных демократических сил в большей степени функционером, фигурой технической?

По мнению ряда наблюдателей, здесь читается желание партийных лидеров получить большую "свободу рук". Выборы прошлой весны проиграны, новая серьезная схватка за власть — не скоро, так ради чего "горбатиться" на бывшего "единого кандидата"?

С точки зрения оппозиционной элиты, эти вопросы действительно злободневны. Но они носят сугубо внутренний характер. Сотням тысяч демократически настроенных граждан — тех самых, которых партийные лидеры давно мечтают вовлечь в какое-нибудь широкое движение за перемены — ни холодно ни горячо от бесконечного переформатирования руководящих структур коалиции.

И потому второй конгресс вряд ли станет событием для белорусского общества. К тому же он может еще больше расколоть лагерь политических оппонентов власти.