Доктор Сайков кодирует алкоголиков в добровольно-принудительном порядке

В Витебской области на организованные УВД сеансы кодирования доктора Сайкова местных алкоголиков свозят десятками…

Алкоголизация общества в Беларуси приобрела масштабы национальной трагедии. В числе прочих методов решения этой проблемы государство практикует и принудительное лечение. Алкоголиков не только отправляют в ЛТП, но кое-где и, как говорится, в добровольно-принудительном порядке, кодируют. Причем, на платной основе. В частности, такая метода используется в Витебской области.

Доктор Сайков: людей, которые не хотят избавиться от алкоголизма, нет

«К примеру, на добровольно-принудительной основе ежегодно сотрудники Оршанского РОВД совместно с председателями сельских и поселковых Советов собирают своих подопечных на сеансы известного в Беларуси нарколога, доктора-психотерапевта Дмитрия Сайкова, — пишет «Аршанская газета». — Последняя антиалкогольная акция по инициативе Оршанского РОВД проводилась недавно в Заболотском Доме культуры, где за минимальную оплату было проведено кодирование 75 сельчан Оршанского района, желающих избавиться от пагубной привычки».

доктор-психотерапевт Д.Сайков и начальник Оршанского РОВД Л.Михайлов
доктор-психотерапевт Д.Сайков
и начальник Оршанского РОВД Л.Михайлов

Отвечая на вопрос Naviny.by о том, насколько эффективно использование административного ресурса в лечении алкоголизма, Дмитрий Сайков сказал, что в сочетании с профессиональной работой врачей это дает обнадеживающие результаты. По словам Сайкова, «людей, которые не хотят избавиться от алкогольной зависимости, приносящей страдания как всякая болезнь, нет». Вопрос упирается лишь в то, каким способом человек надеется избавиться от страдания и готов ли он прилагать усилия.

Говоря о сотрудничестве с правоохранительными органами, Дмитрий Сайков отметил: речь идет о кодировании людей с асоциальным поведением, когда стоит вопрос о лишении родительских прав или об отправке в ЛТП. Милиция предлагает процедуру кодирования как последний шанс на возвращение к нормальной жизни.

По словам Сайкова, за три года, в течение которых он сотрудничает с правоохранительными органами Витебской области по инициативе УВД этого региона, более полутора тысяч человек прошли через кодирование от алкоголизма. «Подобная практика однозначно себя оправдывает», — уверен Дмитрий Сайков.

Для процедуры кодирования больных группами привозят в какой-нибудь населенный пункт, само кодирование проводится индивидуально.

Что касается оплаты его услуг, то, говорит Дмитрий Сайков, часть сеансов, организованных милицией, изначально проводилась на благотворительной основе. Затем схема изменилась: «Цена кодирования более чем доступна: около шести долларов в эквиваленте. Я считаю, что если человек платит, то более ответственно относится и к процедуре, и к ее результату, что играет в лечении свою роль. Случается, что на сеансы привозили своих работников председатели колхозов, которые говорили, что доить коров некому, все пьяные. Как я понимаю, оплату производил колхоз. К слову, если 10 лет назад соотношение пьющих женщин и мужчин было 1 к 10, теперь 1 к 4. Каждый четвертый зависимый от алкоголизма — женщина».

Административный рычаг имеет право быть?

Дмитрий Сайков считает, что административный рычаг имеет право быть использованным в решении проблемы алкоголизации, поскольку «общество должно заботиться о своей среде».

Количество пациентов, наблюдаемых наркологической службой Беларуси, за 2011 год увеличилось на 0,5% и составило 286 310 человек (среди них больных алкоголизмом 178 608 человек). В Беларуси наблюдается тенденция увеличения числа женщин, состоящих на учете у наркологов, свойственная большинству стран Европы.


«Кто-то может сказать, что речь идет о милицейском произволе, мол, людей заставили лечиться от алкоголизма посредством кодировании. Однако важно, что в любом случае человек цепляется за трезвый образ жизни на какое-то время. Проходит месяц-два без алкоголя, и человек начинает себя уважать, к нему растет доверие окружающих. Когда эти люди приходят к нам на контрольную явку через полгода, они искренне благодарны и нам, и милиции, которая их, может быть, где-то заставила закодироваться. В результате у человека появляется желание сохранить трезвость. Многие в случае срывов приезжают на повторное кодирование без какого-то нажима со стороны милиции»,

— рассказывает Дмитрий Сайков.

В целом психотерапевт не считает такое лечение принудительным, отмечая, что больных «подтолкнули, дали им шанс на излечение».

Дмитрий Сайков говорит, что сам изначально скептически относился к прогнозу лечения для такой категории пациентов. Однако, по данным правоохранительных органов, кодирование от алкоголизма вкупе с другими мерами дало на Витебщине положительные результаты в оздоровлении микросоциума. Например, сократилось количество преступлений на бытовой почве, в том числе и убийств.

Таким образом, отметил Сайков, все формы борьбы с алкоголизмом имеют право быть.

А как же права человека?

Гарри ПогоняйлоПравозащитник Гарри Погоняйло солидарен с доктором Сайковым в том, что алкоголизация белорусского общества является серьезной проблемой и считает, что она приобрела масштабы «национальной трагедии».

Однако Погоняйло обеспокоен методами, с помощью которых государство борется с этим явлением. Он отметил, что согласно закону о психиатрической помощи населению и правах граждан при ее оказании лечение от алкоголизма проводится на основе добровольного согласия пациента.

Говоря о лечении от алкогольной зависимости посредством кодирования с участием милиции, Погоняйло отметил, что в этом случае не исключено «использование методов принуждения, а не убеждения».

«Боюсь, — сказал правозащитник, — что для того, чтобы заставить лечиться, в том числе кодироваться в коммерческих центрах, у нас используется психологическое насилие и другие методы воздействия. Элементы принуждения должны быть исключены. В противном случае можно вести речь о нарушении законодательства и прав человека».

Принудительное лечение от алкоголизма в Беларуси производится на основании закона «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них».

В настоящее время 1394 человека проходят принудительное лечение от алкоголизма в ЛТП, находящихся в системе МВД. Главный нарколог Министерства здравоохранения Сергей Осипчик 24 февраля на республиканском совещании, посвященном итогам работы психиатрической и наркологической служб за 2011 год и задачам на 2012 год, высказал мнение, что система лечения и реабилитации в ЛТП «не соответствует современному уровню»

Как отметил Гарри Погоняйло, лечение в ЛТП не только неэффективно, но и противоречит нормам прав человека. Он, в частности, отметил, что это лишение свободы не на основании приговора, а на основании решения суда о принудительных мерах медицинского характера: «Эта мера не отвечает Конституции, международным нормам в сфере прав человека, гарантирующим свободу личности, передвижения, трудоустройства. По существу, в ЛТП применяется принудительный труд больных, лишенных ряда трудовых гарантий, прописанных в Кодексе о труде. Там люди подвергается неадекватным взысканиям за нарушение внутреннего порядка».


  • Право на то, чтобы быть алкоголиком - плохое право. Тогда можно и дальше пойти с правами. Другое дело, как лечат и есть ли эффективность от этого лечения. Сайков с виду не похож на винтик карательной машины. Надеюсь, они ведут статистику и известно, сколько процентов бросает пить. Если положительной динамики нет, то это лохотрон. А если есть, то стоит попробовать и Сайкова, и ЛТП.Это помощь, а не нарушение прав.
  • Доктор Сайков избавит вас от доктора Хадоркина!