Как второй Новый год. Десантники отметили праздник без фонтанов и попоек
Это был самый трезвый, спокойный, а местами даже трогательный день ВДВ.
Есть две даты, когда я предпочитаю не выходить в город: день ВДВ и день пограничника. Причина простая: одно неосторожное слово — и можно отхватить от гуляющих. Но в этом году день ВДВ в Минске прошел на удивление спокойно. Я бы даже сказал трогательно.
Где искать десантников 2 августа? Конечно, возле главных фонтанов города и на Острове Слез. Надо сказать, что за время пути от Веснянки до цирка на улице видел считанных парней в тельняшках и беретах, что уже выбивалось из традиционной картины. Приходим на фонтан – ни одного десантника! А вот ОМОНа хватает. Часть сидит в микроавтобусе. Несколько человек патрулируют окрестность. Попытался узнать, специально ли они охраняют фонтан от десантуры, но милиционеры отвечать отказались.
«Не могу понять, как Россия может на нас напасть»
Снова подхожу к фонтану и вижу, что с другой стороны к нему идут два парня в тельняшках, беретах и с флагом. Ребята молодые, сразу видно – трезвые.
«День ВДВ – это в первую очередь память тех, кто пал. Для нас этот день еще значит, что мы прошли службу в десантуре, которая была нелегка», — говорят они.
Одежда на ребятах сухая, спрашиваем, не планируют ли они купаться в фонтанах.
«Это вовсе необязательно! — отвечает парень в тельняшке. — Более того, считаю, что эта традиция с фонтанами вообще неправильная. Десантник должен этот день провести с пользой: трезвым, нормальным, встретиться с друзьями, поговорить, возложить цветы на остров Слез. А из-за того, что некоторые ведут себя неадекватно, у общества и складывается негативное отношение к ВДВ в целом. Хотя в последние годы, как мне кажется, всяких инцидентов и купаний в фонтанах становится всё меньше».
Политики активно обсуждают предстоящие белорусско-российские учения «Запад-2017». Некоторые высказывают мнение, что Россия может начать агрессию против Беларуси. Мы спросили, что по этому поводу думают десантники.
«Очень маленькая вероятность, что между Беларусью и Россией может быть конфликт», — говорят они.
Возле театра оперы и балета встречаем еще одного парня в тельняшке. Он гуляет с маленьким сынишкой и супругой.
«Служба ВДВ для меня – сила и гордость за свою родину, — говорит десантник. — День ВДВ – это праздник всех десантников, не знаю, как выразить словами, что это для меня… О, это как второй Новый год! Всегда выходим погулять в этот день именно с семьей».
Через брызги фонтана замечаем еще один голубой берет. Поля его пошире, чем носят сейчас. Значит, берет из «старого поколения». Так и есть, на вид ему около 50, под беретом седина.
«Служил в ГДР с 1984 по 1986 год. Всегда мечтал служить именно в ВДВ, — рассказывает мужчина. — В день десантника такое чувство, что возвращаешься в молодость… Ностальгия, не то слово. Это братство… Попадаешь в какую-то семью. Во времена Союза тельняшки нельзя было купить в магазинах. И когда ты встречал кого-то в тельняшке, ты относился к нему, как к родному. А вот те, кто сейчас пьют, купаются… С одной стороны, да, это некрасиво. А с другой – я недавно наткнулся на интервью с офицером, прошедшим Афган. Он также затрагивал тему вот этих пьяных купаний. И мне очень запомнилось, что он сказал. Десант – это экстремальные войска. То, что для обычных войск экстраординарно, для десанта – норма. И, учитывая это, где-то в ВДВ целенаправленно набирают оторв и сорви голов. Так вот по словам того офицера, именно эти оторвы, дебоширы и хулиганы лучше и надежнее проявляли себя в боевых действиях, причем как в плане эффективности, так и в плане отношения к сослуживцам, которых никогда не бросали в бою», — говорит мужчина.
Поинтересовался его мнением и на счет вероятности российской агрессии по отношению к Беларуси. «Я не могу понять, как Россия может на нас напасть, если честно. Америка, скорее. Или та же Польша, которая сейчас памятники сносит. Мой дед получил два ордена за освобождение Гданьска, а теперь он, оказывается, завоеватель…», — не сдерживает эмоций собеседник.
«ОМОН гоняет нас, как детей»
На Острове Слез встречаем компанию десантников. Выпивают, но видно, что почти трезвые. У каждого из них своя история. Один жалуется, что им запрещают прийти к комплексу и помянуть боевых товарищей. «Как детей ОМОН гоняет, а мы ведь взрослые люди, не выпивать пришли, а сослуживцев помянуть, сейчас вот помянем и по домам», — негодует по виду самый старший из мужчин.
«Мы ушли в Афган вдесятером, вернулось нас восемь. Прихожу на остров Слез каждый год, приношу ребятам цветы и поминаю», — рассказывает другой и не может сдержать слез.
«Пока есть такие ребята в голубых беретах, я чувствую себя в безопасности»
Идем на набережную Свислочи. Здесь на лавочке сидит самая большая компания, с которой нам довелось повстречаться за сегодняшний день: четыре десантника и супруга одного из них. Мы подходим, когда они поднимают пластиковые стаканчики с прозрачной жидкостью и говорят тост.
«Для многих день ВДВ – это, грубо говоря, сбор придурков, именно такие ассоциации с ним. Но это не так! Для меня день ВДВ – это день встречи с друзьями и сослуживцами. Для меня это главный праздник в году», — говорит один из десантников, которого другие окрестили «пресс-секретарем».
«Я жена афганца, и вот что я хочу сказать: пока есть такие ребята в голубых беретах, я чувствую себя спокойно и в безопасности», — как нельзя лучше подвела итог сегодняшних встреч жена десантника.
После этой прогулки могу сказать, что отныне тоже буду чувствовать себя в безопасности на день ВДВ. Стереотипы, сформированные в молодости, сегодняшний день полностью разрушил. Возможно, сегодняшний день был спокойным, потому что официально день ВДВ отпраздновали в Минске на выходных. Возможно, повлиял усиленный контроль милиции.
Но мне хочется верить, что этот день был таким, потому что белорусская десантура сама видит его именно таким – праздником памяти, праздником семьи и друзей, а не днем пьянства и хулиганства.
Фото и видео Сергея Сацюка
Обсудим?