Белорусам нужно брать пример с литовцев в вопросе сохранения культурного наследия
Белорусы, являющиеся носителями признанных элементов нематериального культурного наследия, должны получать определенные дивиденды за сохранение традиционной культуры. Такое мнение, как пишет БелаПАН, на круглом столе 6 сентября в минском пресс-центре «Аргументов и фактов» высказала начальник отдела научно-методического обеспечения деятельности по охране историко-культурного наследия Института культуры Беларуси Алла Сташкевич.
По ее словам, в деле сохранения нематериального культурного наследия должно быть задействовано два механизма — создание условий для жизнедеятельности нематериальных элементов культуры и создание условий для их популяризации и повышения уровня знаний о них.
В Беларуси, сказала Сташкевич, создание условий для жизнедеятельности элементов нематериального культурного наследия сопряжено с определенными трудностями, поскольку это связано с экономическими и социальными аспектами, материальной поддержкой носителей таких элементов.
«Нужно создавать специальные программы, принять что-то вроде государственной торговой марки, как сделали литовцы, — отметила она. — У литовцев есть база данных национальных продуктов. Всем элементам нематериального культурного наследия, от традиционных блюд до обрядов, выдается специальный знак и сертификат — национальный продукт. Это защищает носителей этих элементов от эксплуатации, не очень этичного использования их элементов».
«Но чтобы у нас получить торговую марку, нужно заплатить минимум 300 евро. То есть тому же Марьяну Скрамблевичу, мастеру по изготовлению музыкальных инструментов, чтобы зафиксировать авторское право, например на свои дудки, нужно найти 300 и более евро, а это сложно. Проблема защиты носителей одна из самых важных из тех, которые нужно решать в Беларуси», — добавила сотрудница Института культуры Беларуси.
Помимо прочего, «экономическая деградация зачастую не позволяет развиваться деревне, местечку, городу», где сохраняется тот или иной элемент нематериального культурного наследия, из-за чего молодежь уезжает, а преемственность прерывается.
«Сохранение нематериального культурного наследия — это не так просто, как сохранение памятника архитектуры, который можно законсервировать, провести определенные реставрационные работы. Это более сложные процессы, в которые должны быть втянуты все люди, организации, все общество и властные структуры», — подытожила Сташкевич.
Обсудим?