Три сценария отношений Минска и Вашингтона при Трампе
При новом руководстве США Беларусь рискует попасть в еще большую зависимость от Москвы
Похоже на то, что смена власти в Вашингтоне оставит официальному Минску не слишком много шансов на проведение хотя бы умеренно самостоятельного внешнеполитического курса.
Сквозь российскую призму
По итогам прошедших выборов президента США возникло множество вопросов относительно дальнейшей американской внешней политики. Естественно, каждое государство прогнозирует возможное развитие событий в преломлении на себя.
Не стала исключением и наша страна. Проблема, однако, в том, что по причине чрезвычайно сильной привязки к России анализировать перспективы сугубо белорусско-американских отношений едва ли оправданно. Как представляется, в этом случае следует вести разговор о своего рода треугольнике.
Правда, при этом, как ни печально, Беларусь в нем является не вполне равноправной стороной, то есть ее судьба в значительной степени будет определяться взаимоотношениями Вашингтона и Москвы.
Иначе говоря, Соединенные Штаты будут рассматривать свои отношения с нашей страной если не исключительно, то преимущественно сквозь призму положения собственных дел на российском фронте.
Понятно, что даже в условиях таких ограничений можно предложить много гипотетических вариантов. Однако по большому счету более или менее реальных сценариев видится только три, а отличия во всех остальных не будут носить принципиального характера.
Сценарий 1: возвращение к ялтинско-потсдамской системе
Не секрет, что в Кремле страстно жаждали победы Дональда Трампа. Владимир Путин не простил Хиллари Клинтон саркастические комментарии по поводу его сомнительного с конституционной точки зрения шага по возвращению на пост президента в 2012 году.
Кроме того, на основании многих других ее действий у Путина имелись основания ожидать, что она будет относиться к России более жестко, чем Барак Обама.
Напротив, прозвучавший во время предвыборной кампании призыв Трампа «прекратить попытки строить иностранные демократии, свергать режимы и безрассудно стремиться вмешиваться в ситуации, в которые мы не имеем права вмешиваться», несомненно, стал бальзамом на душу кремлевского руководства.
Подобные высказывания позволяют предположить, что новая вашингтонская администрация может кардинально пересмотреть прежние подходы и согласиться на новое «взаимопонимание», по образцу Ялтинского соглашения 1945 года, которое позволит России включить в свою сферу влияния большую часть бывшего СССР.
Тем самым Москва фактически получит карт-бланш на любые действия на этих территориях. В самой тяжелой ситуации окажутся тогда, разумеется, Украина и Грузия, однако и у Беларуси в обозримом будущем шансов выйти из тотальной зависимости от России заведомо не останется.
Сценарий 2: возобновление полномасштабной холодной войны
В то же время, по мнению многих экспертов, у Путина нет серьезных оснований надеяться на доброжелательность нового американского коллеги.
Как полагает российский политолог Лилия Шевцова, еще одна «перезагрузка» отношений России и США вряд ли возможна, потому что в Америке оформились силы, испытывающие вполне понятную подозрительность в отношении намерений Кремля, а сам Трамп является националистом, жаждущим величия, не способным к последовательности своих симпатий и готовым нарушать правила игры.
Вдобавок в октябре российский президент назвал условия, выполнение которых необходимо для нормализации российско-американских отношений.
Они включают в себя отвод войск НАТО к позициям до расширения альянса в Центральной и Восточной Европе, отмену санкций, введенных против России после вторжения в Крым в 2014 году, и компенсацию нанесенного ими ущерба, а также отмену так называемого списка Магнитского.
Крайне сомнительно, что новоизбранный президент сможет или хотя бы захочет выполнить эти требования.
В результате обоснованной выглядит возможность возвращения к жесткой конфронтации времен холодной войны. А здесь уже любое отклонение Беларуси от позиции России будет расцениваться ею как предательство со всеми вытекающими последствиями, включая вооруженную аннексию.
Очевидно, что в таких обстоятельствах никакие попытки Вашингтона перетянуть на свою сторону официальный Минск, даже если они и будут предприниматься, успехом не увенчаются. Соответственно, итог для Беларуси будет примерно тем же, что и в предыдущем случае.
Сценарий 3: сохранение статус-кво
Поэтому самым благоприятным для Беларуси из возможных сценариев выглядит такой, при котором, с одной стороны, у Москвы не возникнет насущной потребности в очередной раз пренебречь международным правом и осуществить силовую интервенцию, а с другой — она будет знать, что такого рода акция может усугубить и ее без того не блестящее положение.
Иными словами, в виду имеется ситуация, похожая на сегодняшнюю. Она позволяет белорусским властям (естественно, при сохранении у них соответствующего желания) вести с Америкой нормализацию двусторонних отношений, пусть неспешно и лишь до некоторого предела. В частности, прийти к символическому этапу — возвращению послов.
Главный вопрос заключается в том, насколько готов реализовывать такой вариант плавного развития событий (и в отношениях с Москвой, и в отношениях с Минском) избранный президент США. В силу его полной в настоящий момент непредсказуемости точный ответ едва ли может быть получен, но то, что сейчас известно о новом главе Белого дома, большого оптимизма не вызывает.
Обсудим?