Эксперты не ожидают серьезных сдвигов в развитии ЕАЭС в 2017 году
Конфликтность в отношениях участников Евразийского экономического союза в 2017 году сохранится. Такое мнение высказали БелаПАН белорусские политологи.
«Судя по цифрам и динамике экономического развития в зоне ЕАЭС, нет такого быстрого роста и увеличения взаимного товарооборота, на который надеялись все участники проекта. Может быть, кроме России, потому что России этот проект интересен из чисто политических соображений, — отметил старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов (на снимке). — Судя по заявлениям казахской, киргизской, белорусской сторон, их не удовлетворяет интеграция в таком виде — сохраняются изъятия, протекционистские меры, никакого роста нет».
В 2017 году эта конфликтность сохранится, но вряд ли стоит ожидать каких-то силовых действий со стороны России. «Из ЕАЭС стороны не выйдут — это одна из красных линий для России. Выход из интеграционных союзов повлечет за собой более активные действия России, прежде всего в экономической плоскости», — сказал Мельянцов.
Руководитель аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич полагает, что Беларусь подпишет Таможенный кодекс, когда будет урегулирован нефтегазовый конфликт с Россией (Александр Лукашенко, напомним, не поехал на саммит ЕАЭС в Санкт-Петербург, где страны подписывали Таможенный кодекс). «Но какого-то серьезного продвижения дальше я не вижу, потому что сама евразийская интеграция идет не так, как надо бы, идет задом наперед, — сказал политолог. — Для России это проект, скорее, политический, чем экономический, поэтому по политическим соображениям Россия форсировала и продолжает форсировать евразийскую интеграцию».
Например, считает Карбалевич, стороны, еще не решив до конца проблемы Таможенного союза и создания зоны свободной торговли, когда сохраняются изъятия и ограничения, а Россия без консультаций с партнерами по ЕАЭС вводит санкции в отношении третьих стран, уже объявили, что следующим этапом будет экономический союз, который предполагает унификацию макроэкономической политики. «Понятное дело, что никакой унификации нет. То есть, не достроив один этаж, начали на нем возводить другой этаж. В результате получилось такое странное сооружение, где разные этажи работают с разной скоростью и разными ограничениями», — сказал Карбалевич.
Политолог не ожидает каких-то серьезных сдвигов, потому что «интегрируются авторитарные режимы, которые не любят делегировать полномочия каким-то наднациональным органам». «И к тому же в значительной мере эти отношения основаны не на нормальных экономических правилах и рыночных законах, а на политических договоренностях, — подчеркнул он. — Все страны ЕАЭС сейчас переживают кризис, а в условиях кризиса, наоборот, усиливается политика протекционизма, защиты национальных производителей. Поэтому я не ожидаю каких-то больших интеграционных сдвигов».
Фото:Змитер Лукашук/odcrisis.org
Обсудим?