Другие материалы рубрики «Компьютер»
-
Белорусы не слушают белорусскую музыку?
В двадцатку самых прослушиваемых у белорусов треков на Яндекс. Музыка не попал ни один белорусский исполнитель… -
Байнету 20 лет. Белорусская доменая зона — одна из самых быстрорастущих зон Европы
Национальная доменная зона Беларуси была зарегистрирована 5 мая 1994 года…
- Пункты «Белтелекома» вновь будут принимать плату за услуги электросвязи
- Белорусская налоговая хочет контролировать интернет-игры
- Gmail будет поддерживать почтовые адреса на кириллице
- Абонентская база Ethernet провайдера «Атлант Телеком» достигла 100 тысяч частных абонентов
- Бета-версию «Мира военных кораблей» запустят осенью этого года
- На «ТИБО» представлены технологии, позволяющие экономить время и ресурсы
- В Минске проходит национальный финал World Cyber Games
- Ролик «Волшебная борода» бъет рекорды в Сети
- В МГЛУ открылась учебная IT-лаборатория
- «Вопрос недели». Что можно наворотить на сайте президента за 300 тысяч долларов?
Компьютер
Белорусское IT-образование: чему не учат университеты?
Белорусские IT-компании испытывают кадровый голод. Специалисты связывают это не только с оттоком талантов за рубеж, но и с качеством образования у айтишников, работающих в Беларуси.
Как считает главный инженер компании Itransition Павел Лебедев, из-за слишком быстрого устаревания технологий обеспечить прикладное образование IT-специалистов в университетах просто невозможно. Однако, по мнению специалиста, сегодня вузы Беларуси не могут дать даже фундаментального образования в этой сфере.
Представители университетов, в свою очередь, отмечают изначально низкий уровень подготовки многих абитуриентов, что вынуждает преподавателей адаптировать для студентов курсы математики и физики. К тому же, отмечается большой разрыв в подготовке студентов. Например, победители олимпиад, с которыми раньше занимались на углубленном уровне, значительно опережают по уровню подготовки выпускников средних специальных школ, пусть и с хорошими баллами по ЦТ.
Но даже такие студенты зачастую не получают фундаментальной подготовки, поскольку, из-за большой востребованности программистов на рынке труда, еще на младших курсах начинают работать. А узких специалистов (бизнес-аналитиков, тестировщиков, руководителей программных проектов) в наших вузах вообще не готовят, и компании вынуждены обучать их самостоятельно.
Для решения подобных проблем эксперты предлагают развивать более глубокое сотрудничество IT-компаний с университетами.
«С учетом программ университетов на их базе могли бы работать учебные центры IT-компаний, которые более ориентированы на практическую подготовку и позволяют адаптировать студентов к рабочему месту», — предполагает замдекана факультета компьютерных систем и сетей БГУИР Алексей Лещев.
Однако, несмотря на пессимистичные мнения экспертов, белорусские айтишники все равно востребованы и работают по всему миру, в том числе и в таких гигантах, как Microsoft, Google, Facebook. Выходит, знаний им все-таки хватает?
Naviny.by поинтересовались мнением об отечественном образовании у самих IT-специалистов.
К примеру, Вячеслав — программист с шестилетним опытом работы — получал образование в Минском радиотехническом колледже и Белорусском национальном техническом университете, и сейчас работает в Минске.
В колледже и университете, по его словам, были предметы как полезные, давшие фундаментальные знания, так и «прошедшие мимо». Некоторые знания пригодились и в работе, хотя многому приходилось учиться «по ходу».
По мнению программиста, в белорусских университетах, во-первых, не хватает предметов, идущих в ногу со временем, во-вторых, даже более-менее устойчивые основы преподаются не всегда понятно и интересно: «У нас был предмет с молодым преподавателем, на него интересно было ходить, потому что он читал интересно. А на другие занятия, которые ведут дедушки по 70 лет, просто приходишь и спишь или вообще не ходишь. Можно было бы привлекать специалистов из IT-контор, чтобы они вели какие-нибудь курсы, которые они все равно читают в рамках компаний».
По словам Вячеслава, фундаментальные знания для IT-специалистов просто необходимы, однако их можно получить как в университете, так и самому, почитав книги про основы. «Но самоучки в большинстве случаев будут лениться и читать книги сразу по интересующей их тематике, пропуская основы», — говорит программист. Потом у таких кодеров возникают серьезные проблемы в работе: «Вроде и пишут что-то, но не понимают, как все работает внутри».
В то же время, в Беларуси айтишнику сложно остаться без работы. «Нужно быть или глупым, или специалистом в очень редком деле без желания переучиваться, или иметь запрос на большие деньги», — поясняет Вячеслав. В Минске, например, программисту сложно найти работу с зарплатой больше 3000 долларов в месяц, тогда как в Москве, например, ценные кадры зарабатывают по 6000-7000 долларов.
Отечественные компании берут на работу даже людей без образования, главное — пройти собеседование. Профпригодность айтишников работодатели проверяют техническими вопросами и задачками.
К слову, среди успешных белорусских айтишников много и самоучек, которые не получали профильное образование вообще, как например, Дмитрий, работающий главным инженером отдела сетевой маршрутизации в московской компании-провайдере. Поступить на желаемую специальность у него не получилось, и по образованию Дмитрий — экономист банковского профиля, что, однако, не помешало ему добиться успехов в IT-сфере.
Еще во время учебы в банковском колледже он оставался после пар заниматься в учебных классах, потом активно ходил на различные курсы и семинары, читал статьи и книги. Первая работа Дмитрия — инженер-электроник на заводе с зарплатой в 36 долларов (в 2003 году — прим. Naviny.by), где он настраивал компьютеры, сеть, осваивал серверные системы. «Год отработал, что-то начал понимать. Осознал, что не хватает теоретической базы, стал много читать — по две книги в неделю», — рассказывает он.
Уже набравшись опыта, Дмитрий не смог найти в Беларуси подходящую работу: «Я знал на тот момент столько, что интересных мне вакансий было штук десять от силы во всей Беларуси. Но у меня нет высшего профильного образования, поэтому мне там ничего не светило. Но, приехав в Москву, я понял, что, по сути, чуть выше среднего по знаниям. Пришлось снова много читать, учить, ходить на курсы, семинары».
В российской столице ему пришлось сменить четыре компании за четыре года. На первой работе в интеграторе (компании, занимающейся проектированием и внедрением различных сервисов, — прим. Naviny.by) Дмитрию удалось получить «очень много знаний за очень короткий срок». Однако зарплата в компании была маленькая, а на сон оставалось всего 2-3 часа в сутки. Здесь Дмитрий отработал лишь полгода, но «опыта получил столько, сколько на нормальной работе можно получить лет за пять». Из другой компании он ушел, наоборот, из-за безделья: «Не смог переносить этот бюрократический ужас и корпоративные загоны — гимны по утрам петь, каждый вечер писать отчет о проделанной сегодня работе и план на завтра. По сути, я работал там часа два, остальное время писал бумажки. Понял, что начинаю тупеть».
Найти работу в Москве без образования, по его словам, было легко: «Специалистов уровня провайдера, например, очень мало. В основном, там работают админы, которые специализируются на обслуживании компаний. Поэтому инженер с опытом работы в провайдере — это находка, ну а с моим опытом вообще золото. У меня 10 международных сертификатов».
Как видим, уровень подготовки IT-специалистов отнюдь не зависит от названия или местонахождения университета — хорошее образование можно получить и в домашних условиях, если делать это правильно. Дмитрий, например, не жалеет, что не учился профессии в университете: «В лучшем случае это дало бы мне только теорию, и то в большинстве устаревшую. Образование не успевает за развитием IT. В Беларуси, как и в России, высшее образование в сфере IT отстает от реальности лет на пять. Ребята, которые держатся на гребне волны IT, не пойдут за такие мизерные зарплаты преподавать. Они зарабатывают деньги или уезжают за границу».
Последние Комментарии