Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Зачем Беларусь, Россия и Казахстан сыплют песок в колеса евразийской интеграции?
От отмены торговых барьеров выигрывают потребители, зато бюрократия и руководители теряют инструмент влияния... -
Российский кризис угрожает экономической безопасности Беларуси
Перед отечественной экономикой всё более остро встает проблема диверсификации экспорта…
- «Альфа-Банк» поможет белорусам стать акционерами крупнейших мировых компаний
- ГТК: В Беларуси растет серый импорт
- Лукашенко будет поддерживать только перспективные наукоемкие предприятия
- Банк развития выдает малому бизнесу кредиты по ставке ниже рыночной
- В Беларуси за прошлый год раздельно собрали в 1,5 раза больше мусора
- Стоимость топлива на внутреннем рынке теперь не привязана к курсу доллара
- Вопрос о поставках белорусской свинины в РФ может быть решен до 20 марта
- Лукашенко дал предпринимателям отсрочку до конца года
- МВФ рекомендует не повышать зарплаты в Беларуси
- Лукашенко: меня интересует, как продать товар и получить деньги
Экономика
Правительство продало мечту президента
Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала создать что-нибудь ненужное. Примерно по такой схеме поступило белорусское правительство с государственным сотовым оператором БеСТ. Аутсайдер рынка был продан за приличные полмиллиарда долларов турецкой компании Turkcell, что заставило удивленно вскинуть брови многих аналитиков и задаться вопросом: «а за что?». К слову, именно такую сумму еще год назад огласил Александр Лукашенко, который и был инициатором создания БеСТа в 2004 году.
ЗАО «БеСТ» зарегистрировано 5 ноября 2004 года. Учредителями выступили НИИ средств автоматизации ГНПО «Агат» и РУП «Белтелеком» с долями в уставном фонде 75% и 25% соответственно. 24 марта 2005 года компания получила лицензию на право осуществления деятельности в области связи с предоставлением услуг связи с использованием технологии GSМ. В июле 2006 года БеСТ получила китайский кредит для создания инфраструктуры в размере 234 млн. долларов. Его возврат начнется в 2009 году и продлится до 2014 года. |
Правда, министр связи Николай Пантелей поспешил заверить, что причиной сделки не были какие-то проблемы с развитием БеСТ: «Ресурсы для дальнейшего развития у государства были, но потребовался дополнительный импульс, так как две другие компании стандарта GSM последние годы развивались достаточно активно». Впрочем, он же в апреле нынешнего года заявлял, что БеСТ не нуждается в стороннем инвесторе для реализации своей инвестиционной программы.
Однако если с выгодой, которую получит Беларусь в результате этой сделки, более-менее понятно, то корыстные цели турецкой компании пока непонятны. Глава Turkcell Мехмет Сюрейа Джилив назвал Беларусь привлекательным развивающимся рынком с молодым и хорошо образованным населением, а также постоянно растущей экономикой. «Мы верим, что сможем эффективно применить наши навыки, полученные на рынках Украины и СНГ, чтобы видоизменить БеСТ как можно скорее», — говорится в пресс-релизе компании.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что цена за БеСТ слишком завышена. «По оценкам аналитиков, в том числе российских, стоимость третьего оператора составляет не больше 200 млн. долларов. БеСТ был продан ни пропорционально своей абонентской базе, ни имеющейся у него инфраструктуре, ни другим параметрам», — сказал «Белорусским новостям» эксперт рынка Александр Стельмах. — «В случае с продажей Velcom сомнений по поводу реальности стоимости ни у кого не возникло». Напомним, 70% активов первого оператора GSM достались Telekom Austria Group, перекупившей их у кипрской компании SB Telecom, почти за 1 миллиард долларов США.
Turkcell — лидирующий GSM-оператор Турции, насчитывает 35 млн. абонентов и занимает 57% рынка мобильной связи этой страны. Компания владеет крупными пакетами акций GSM-операторов Азербайджана, Грузии, Казахстана, Молдовы, Северного Кипра, Украины. |
Что заставило в таком случае турецкого оператора переплачивать? Некоторые эксперты объясняют это обещанными ему привилегиями со стороны белорусского правительства. Они обращают внимание на то, что в пресс-релизе Turkcell, посвященном покупке БеСТ, вскользь говорится об ожидаемых преимуществах, которые планируется получить от таких льгот. Но если турецкому инвестору это обещано, то возникает вопрос о грубом нарушении принципов свободной конкуренции на белорусском рынке мобильной связи, убеждены эксперты.
Обещанные преимущества могут касаться, в частности, развертывания сотовой связи третьего поколения 3G, на которую также претендуют «Велком» и МТС. Конкурс на право построения сетей 3G Министерство связи планирует объявить уже в сентябре нынешнего года.
Общее количество абонентов мобильной связи в Беларуси на 1 июля 2008 года превысило 7,4 миллиона. В нашей стране действуют четыре оператора сотовой связи. В стандарте GSM работают «МТС» (4 млн. 26 тысяч абонентов на 1 июля) «Velcom» (3,1 млн. абонентов на конец 2007 года) и «БеСТ» (187 тысяч), в стандарте CDMA — «БелСел» (торговая марка «Diallog», 95.700 абонентов). |
По мнению экономиста Леонида Заико, сделка с компанией Turkcell свидетельствует, что государство не справилось с ролью эффективного собственника в такой высокодоходной отрасли, как телекоммуникационная. Куда пойдут вырученные от продажи БеСТа деньги, вопрос риторический, считает он. «Они будут направлены на исправление ошибок чиновников. Контроля за использованием небюджетных средств, полученных от продажи собственности, в Беларуси нет», — сказал Заико «Белорусским новостям». При этом он напомнил, что средства от продажи Velcom были использованы для латания дыр в бюджете. Образовавшихся в результате повышения цены на газ.
«Александр Лукашенко мечтал создать сильного государственного оператора связи, чтобы обеспечить жителей деревень недорогой сотовой связью. Теперь получается, что мечту президента банально продали», — отметил Заико.
Напомним, идею о создании 100-процентно государственного оператора сотовой связи Александр Лукашенко выдвинул в 2004 году. По его мнению, создание такой компании предотвратило бы вывоз капитала из страны. В результате объявленный тогда тендер по определению третьего оператора мобильной связи стандарта GSM, к которому проявили интерес крупные зарубежные компании, был отменен. Министерство связи объяснило это решение необходимостью создания государственного оператора, который будет осуществлять социальные проекты в этой сфере. В частности, речь шла об обеспечении мобильной связью отдаленных деревень. Однако, несмотря на свое «скромное» название, БеСТ так и не стала лучшим.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева