Под силу ли Беларуси стать винодельческой державой?
Президенту пришлись по вкусу плодово-ягодные вина «Медовое яблоко» и «Поздняя любовь»...
В ходе недавнего посещения сельхозпредприятия «Брилево» в Гомельском районе Александр Лукашенко продегустировал продукцию местных виноделов. Президенту пришлись по вкусу плодово-ягодные вина «Медовое яблоко» и «Поздняя любовь», сообщает interfax.by. Очевидно, такая оценка должна еще больше воодушевить белорусских производителей вина, а также стать еще одним гвоздем в гроб импортного алкоголя, которого в последнее время и без того заметно поубавилось на полках магазинов.
Политика правительства состоит в том, чтобы ввозить в Беларусь только дорогой и средний по цене алкоголь. А доступное по стоимости дешевое спиртное, в том числе вино, производить самим из завозимых виноматериалов.
Соответственно объемы ввоза бутилированного вина стали сокращаться, а виноградного сырья (в основном молдавского) — расти. В 2007-м квота на импорт натуральных виноградных вин уменьшилась более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом (с 1,8 млн. дал до 800 тыс.). В нынешнем году планировалось ввезти еще меньше — 600 тысяч дал. И хотя квоты в феврале были отменены декретом № 3, маловероятно, что объемы ввоза увеличатся, поскольку государство продолжает жестко контролировать этот рынок. Значительно уменьшилось число импортеров натурального виноградного вина. Если в 2006 году таким правом обладали 50 компаний, то к сегодняшнему дню — лишь 15.
Сокращение поставок бутилированного вина и количества игроков на рынке привело к росту его стоимости в торговле. Одна из особенностей белорусского рынка, отмечают эксперты, в том, что у нас практически отсутствуют предложения в среднем ценовом сегменте. Это нишу занимают дешевые вина невысокого качества. Цена приличного вина начинается от 30 тыс. рублей.
Государство основной упор делает на импорт виноматериалов, из которого потом белорусские предприятия разливают продукт. По программе развития вторичного виноделия в Беларуси до 2010 года планируется выпускать 6,8 млн. дал виноградных вин, а излишки (емкость внутреннего рынка оценивается в 6,5 млн. дал) поставлять на экспорт. Чтобы ввозить виноградное сырье в страну было выгодно, в 2006 году оно было выведено из перечня подакцизных товаров.
С одной стороны, действия государства по защите своего рынка можно назвать оправданными, считает экономист Михаил Залесский. «Вместо того, чтобы импортировать неизвестно какого качества бутилированное вино из Украины, Молдовы или Грузии, правительство решило, что лучше ввозить полуфабрикат и разливать его здесь. К тому же, тем самым государство создает в Беларуси рабочие места, производит здесь добавленную стоимость продукта», — рассказал он «Белорусским новостям». В то же время действия правительства носят, в основном, односторонний характер. По словам эксперта, следовало бы развивать производство вина не из завозимого сырья, а национальный продукт. Тем более что у Беларуси есть неплохие традиции производства собственных высококачественных вин, а также огромное количество винодельческого сырья: крыжовник, рябина, яблоки, некоторые сорта винограда: «Еще до советской власти в Беларуси выпускали экспериментальное вино из крыжовника, делали отличные вишневые и сливовые наливки. Однако мы растеряли национальное виноделие. Сейчас разве что самогон люди гонят».
В перспективе Беларусь могла бы стать винодельческой державой, полагает Михаил Залесский. Но это в том случае, если основываться на собственном сырье, производстве и технологиях. Здесь бы государству дать волю предпринимательской инициативе, создать определенные льготные условия при производстве белорусских вин. «Почему этого не происходит? Видимо, государство опасается, что начнется криминал. Не все общественные институты готовы для этого. Проще контролировать ограниченное количество предприятий, которые ввозят цистернами виноматериалы. Привез в Беларусь эшелон такого сырья и делай себе портвейн под названием, например, «Вечерние зори».
Грузины, молдаване пьют много вина, отметил собеседник «Белорусских новостей». Но у них есть культура. «А что у нас за культура: купил рабочий завода две бутылки «чернила», «забурболил» где-нибудь в подъезде, закурил «Примой».
К слову, до 2010 года белорусские винодельческие предприятия должны будут снизить на 30% выпуск плодовых вин и вместо них наладить выпуск качественных вин. В Минторге называют «отрадным» тот факт, что потребление «чернила» по итогам полугодия сократилось на 11%, а виноградных вин увеличилось — на 1%. Удельный вес отечественного вина растет. «Нас радует, белорусские производители перестраиваются на производство виноградного вина», — отметила на недавней пресс-конференции начальник управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Минторга Любовь Язепчик.
Заместитель министра торговли Вячеслав Драгун считает, что вино белорусского разлива не уступает привозному. «Если судить по параметрам, которые содержит тот или иной алкогольный напиток (крепость, наличие сахара и тому подобное), то белорусский алкоголь где-то близок к импортному. Просто называется по-другому», — отметил он.
В том, что государство активно развивает собственное виноделие и планирует постепенно уйти от выпуска плодовых вин, нет ничего плохого, полагают эксперты рынка. Другое дело, что потребитель сам должен принимать решение, какое вино ему пить, а для этого должен быть выбор.
На белорусском рынке количество молдавского алкоголя может увеличиться. В поставках бутилированного вина и коньяка заинтересованы 45 крупных производителей Молдовы, говорится на сайте Минторге. Среди них AO «Kvint», OOO «Золотой Аист», OOO «Doina Vin».
Обсудим?