«Я умру, но останусь в Круглом». Как живет новый белорусский город

Naviny.by наведались в Круглое, чтобы посмотреть чем и как живет городок.

Недавно в Беларуси два населенных пункта получили статус города — Белыничи и Круглое. Оба находятся в Могилевской области. В свое время Белыничи уже были городом и даже получили Магдебургское право, а вот большая часть истории Круглого — это деревенская история. Да и сейчас город крайне редко попадает в новости.

Naviny.by решили восполнить этот пробел и наведались в Круглое, чтобы посмотреть как живет городок.

Круглое — совсем не круглое. Город на несколько километров вытянут вдоль трассы Р26 с севера на юг. А свое название он получил от расположения в кругу рек Друть, Ситня и Гнилка.

Если вы хотите попасть в Круглое из Минска, то нужно ехать по магистрали М1 до Толочина, затем еще порядка 20 километров на юг в направлении Могилева.

Раньше Круглое было городским поселком, а недавно получило статус города. В нем проживает 7700 человек.

По краям города расположены частные дома. В центре — пятиэтажки, банк, гостиница, почта, магазины и местный исполком. В городе его называют домом советов.

Рядом с ним я, на удивление, не обнаружил памятник Ленину. Как выяснилось позже, вождь пролетариата обитает в другом месте.

А вот кабинет главы Круглянского района Анатолия Щупленкова находится на четвертом этаже исполкома. Сам он — местный, из деревни Тубышки. Это иногда сказывается на рабочих отношениях.

«Свой все-таки. Может, где-то ругать не хочется», — улыбается Анатолий Щупленков.

При этом именно земляки вызывают у председателя райисполкома гордость. Особенно те, кто стремится сделать свой край уютнее.

«Люди на протяжении ряда лет работали, строили, создавали и в результате пришли к статусу города. Безусловно, импульс дали «Дажынкі» (в 2015 году в Круглом прошел областной фестиваль-ярмарка труженников села. — Naviny.by)», — рассказывает Анатолий Щупленков.

По его словам, от статуса города ни население, ни предприятия не понесут дополнительные затраты. Ни увеличения цен, ни налогов не предвидится.

Вместе с тем глава Круглянского края надеется, что новый статус станет определенным стимулом для дальнейшего благоустройства и развития Круглого.

«Каких-то больших изменений это не даст. По сути, это гордость и престиж для жителей, что мы все-таки уже стали городом. Но это, безусловно, подвигнет и дальше заниматься благоустройством города и строительством новых предприятий», — отмечает Анатолий Щупленков.

Пока же в городе их не очень много. При этом за последние годы закрылись хлебозавод, молокозавод и льнозавод. Оборудование на них выработало свой ресурс, а на новое нет денег. Правда, на базе закрытых предприятий открыты новые, но более мелкие.

Всего в экономике города занято порядка 4200 человек. Это чуть больше половины всего населения. В тоже время часть людей ездит на заработки в Россию. Таких городские власти насчитали 307 человек.

«В Россию едут, но такого большого наплыва уже нет. Там сейчас тоже не сладко. И сказать, что у нас здесь повальная безработица, нельзя. Тот, кто заинтересован в работе, может ее найти. У нас 75 вакансий, а на бирже труда стоит 42 человека», — отмечает Анатолий Щупленков.

В среднем в городе получают около 600 рублей. Но такие деньги зарабатывают далеко не все.

К примеру, на кондитерской фабрике «Екатерина», принадлежащей СООО «Прайд-Юнион», средняя зарплата составляет 350-400 рублей. Здесь работает 75 человек. Это частное предприятие открылось в 2012 году и занимается производством тортов, пирожных и рулетов преимущественно из натурального сырья.

«Сами учредители — коренные белорусы. В свое время уехали в Россию. В Нижневартовске у них завод по производству кондитерских изделий. Вот решили сюда вернуться и развивать такую же тему. Круглое выбрали из-за удобного местоположения. До Смоленска — двести километров, до Москвы недалеко», — рассказывает заместитель директора фабрики «Екатерина» Евгений Комлев.

Именно с выходом на российский рынок на предприятии видят дальнейшую перспективу развития. Сейчас продают продукцию в Беларуси. В основном — в Могилевской, Витебской и Минской областях. Компания имеет порядка 50 стабильных партнеров.

Местные власти только рады появлению кондитерской фабрики в городе.

«Естественно, они были только рады. Это же инвестиции, рабочие места, налоги. Нам палки в колеса никто не ставит», — рассказывает Евгений Комлев.

Во время разговора замдиректора кондитерской фабрики постоянно шутит и улыбается. Он оставляет впечатление позитивно настроенного человека, хотя за время его работы предприятие успело пережить два кризиса.

«У людей стало меньше денег, но, слава Богу, они покупают нашу продукцию, хотя торт — это не хлеб, не мясо, не молоко. Работать можно и нужно. Не надо думать о кризисе. Должно быть стремление двигаться вперед», — говорит Евгений Комлев.

По его мнению, Круглое можно будет действительно считать городом, когда здесь появится больше производств. «Для этого сейчас надо давать развиваться мелкому и среднему частному бизнесу», — полагает Евгений Комлев.

Между тем самое успешное предприятие в городе — это государственная организация «Круглянская передвижная механизированная колонна № 266».

Сейчас здесь работает 1300 человек. Месячная выручка составляет около 2 млн рублей. В среднем зарплата на предприятии доходит до 700 рублей. До кризиса дела шли лучше.

«Раньше у нас работы было немеряно, а сейчас мы уже работу ищем. Но кто ищет, тот найдет. Вот сейчас в Осиповичском районе мы строим туркомлекс для «Газпрома» на излучине Березины», — говорит начальник «Крулянская ПМК-266» Николай Патрончик.

Родом он из Круглянского района. Всю жизнь проработал в ПМК, а в 1995 году возглавил предприятие. При нем оно стало одной из самых известных строительных организаций не только в Круглянском районе и Могилевской области, но и в стране.

«Круглянская ПМК-266» занимается строительством объектов самого разного назначения и степени сложности: молочно-товарных ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик, овощехранилищ, производственных цехов, многоквартирных жилых домов и домиков усадебного типа, самых разных объектов административно-социального назначения. Причем практически все работы выполняются собственными силами, без привлечения субподрядчиков.

Предприятие полностью отстроило родину Александра Лукашенко — деревню Александрия. В том числе, резиденцию президента «Александрия-2».

«Это такая самая простенькая резиденция, но нормальная. Мы качественно сделали. Правда, с него еще ящик коньяка. Он мне так и не поставил. И баня с него. Он мне обещал», — улыбается Николай Патрончик.

Он называет Александра Лукашенко «хорошим знакомым». В свое время Николай Патрончик попал в автомобильную аварию и находился при смерти. Когда Александр Лукашенко узнал об этом, то вызвал к себе тогда еще министра здравоохранения, а ныне вице-премьера Василия Жарко и потребовал в кратчайшие сроки «поставить на ноги» Николая Патрончика.

А в 2012 году Александр Лукашенко предлагал Патрончику должность министра архитектуры и строительства, но тот отказался.

«Я в приемной стоял. Уже назначение было. Отбился. Зачем мне это надо в моем возрасте?! Это не мое. Мое место здесь», — рассказывает начальник «Круглянская ПМК-266».

Вместе с тем он поддерживает отношения с нынешним министром архитектуры и строительства Анатолием Черным, а также вице-премьером Михаилом Русым.

«Я могу сейчас вице-премьеру набрать, могу министру», — Николай Патрончик тянется к телефону.

На столе у него лежит, как мне показалось, Nokia 8800 с золотым корпусом. Такая модель сейчас считается устаревшей, но раньше стоила приличных денег. Возможно, это подарок от влиятельных людей.

С Николаем Патрончиком я общался после завершения рабочего дня. Во время разговора к нему постоянно на прием шли люди. Местные жители его очень уважают за то, что отстроил город.

Так, в Круглом появился торгово-гостиничный комплекс «Изумруд» с гостиницей на 12 номеров, рестораном, боулингом, бильярдом, диско-клубом, сауной, а также центром здоровья. Двуместный однокомнатный номер в гостинице стоит 44 рубля, комплексный обед в ресторане — до 5 рублей, получасовой сеанс в соляной комнате — 2,5 рубля.

Недалеко от города «Круглянская ПМК-266» построило экотуркомплекс «Николаевские пруды». Здесь можно покататься на коньках, лодке, велосипеде, роликах, квадроцикле или снегоходе, пострелять в тире, поиграть в страйкбол, порыбачить, попарится в бане, устроить барбекю в беседке и так далее. В общем, отдохнуть по приемлемым ценам.

На территории комплекса находится дом-музей русского художника-передвижника Николая Неврева, который последние годы своей жизни провел в этих местах, и музей «Назад в СССР», экспонаты для которого собирали всем миром. Именно рядом с этим музеем и обнаружился памятник Ленину, который раньше стоял на центральной площади Круглого.

Как рассказывает менеджер по туризму «Круглянское ПМК-266» Светлана Логосова, в год за счет экспорта услуг предприятие зарабатывает более 50 тысяч долларов. При этом только 30% посетителей «Изумруда» и «Николаевских прудов» — это иностранцы (в основном, россияне). Как правило, услугами комплексов пользуются гости из близлежащих городов и Минска. Часто здесь бывают и жители Круглого.

Во время нашего визита туристов здесь практически не было. В основном здесь отдыхают в новогодние праздники и летом. В среднем за год оба комплекса загружены до 50%.

Развитие социальной инфраструктуры в городе и туристического направления было инициативой начальника «Круглянская ПМК-266».

«В свое время, когда мы сильно развивались, у нас были деньги. Возникла идея развивать социальную инфраструктуру, чтобы сдержать тут молодежь. Кроме того, надо в жизни и след какой-то оставить», — рассказывает Николай Патрончик.

О том, что этот человек оставил в городе заметный след, не сомневается местная оппозиционерка Зинаида Мелещенко.

«Вся инфраструктура в городе сделана его трудом и умом, поэтому мы молимся за его здоровье», — говорит она.

С 2002 по 2006 год Зинаида Мелещенко была депутатом местного совета. Сейчас она на пенсии. Но к ней до сих пор часто за помощью приходят люди. О проблемах города Мелещенко знает не понаслышке.

«Наша самая больна тема — больница. У нас нет роддома. У нас нет инфекционного отделения. У нас нет гинекологии. Особо запущен у нас коммунхоз. Прислали нам человека, который ни в чем не заинтересован. За год он добил коммунальное хозяйство до такого состояния, что я не знаю, как выкручивается. У нас просто нет хозяина, как и во всей стране», — убеждена Зинаида Мелещенко.

Она рассказывает, что найти работу в городе без связей очень тяжело. Те, кто не работает, живут за счет подсобного хозяйства. Зинаида Мелещенко опасается, что в связи с новым статусом Круглого теперь держать скотину на подворье не разрешат.

«Вот Круглое переименовали в город, но нас не спросили, хотим ли мы этого. Я, например, не заинтересована в этом, потому что содержу хозяйство. А сейчас непонятно, например, сколько свиней ты имеешь право держать на своих шести сотках. У нас уже создалось впечатление, что это было сделано для райисполкома. Это, наверное, повлияет на их оклады, добавки, количество работающих», — рассказывает пенсионерка.

Несмотря на сильный мороз, проговорили с ней на улице о Круглом, политике, людях в Беларуси больше часа. Видно, что Зинаида Мелещенко искренне переживает за свой край и страну в целом.

«У меня участок есть в Смоленске. Я могу там построиться и жить. У меня там родственники. Но я отсюда никогда не уеду. Я умру, но останусь в Круглом», — говорит пенсионерка.

 

 

Фото и видео Сергея Сацюка


  • Патрончик хороший мужик, хозяин. Да и само Круглое лучше чем многие города в области
  • Такая фотоэпопея... Такой гламур... Но почему-то на ум приходили слова, ставшие классикой: (чуть видоизменю): "есть места, где хочется побывать, но не хочется оставаться". Просто человек привязан к месту обитания, к месту работы. К "уверенности в завтрашнем дне"... Вот эта тема не раскрыта в репортаже. Идея, "что вчера было сносно, а завтра будет лучше, чем вчера"... Вот этот тезис остаётся под вопросом, несмотря на серию красивых фото... Это и есть суть, а мы рассматриваем красивые фасады, шикарные интерьеры и откормленных чиновников. Человеку хорошо не там, где гламурно, а там, где он у себя дома и чувствует себя "в своей тарелке".
  • Александр Белявский
    Показана и очень притянута за уши только одна сторона,сразу видно, что статья заказная,или автор статьи вообще с людьми не разговаривал.
  • Круглое для меня самое родное и дорогое место на земле! Так думает и многая молодёжь, коренная и не только... Здесь самые добродушные люди!