В Таможенном союзе Беларуси уготована роль Золушки

Россия жестко гнет свою линию в этом новом интеграционном проекте. Но выход из него для Беларуси чрезвычайно опасен…

 

Сегодня — в очередной раз :-) — решается будущее Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. На заседании в Москве эксперты трех стран рассмотрят проект соглашения о порядке зачисления и распределения в бюджеты стран-участниц пошлин, налогов и сборов. Это самый болезненный вопрос, от решения которого во многом будет зависеть будущее нового межгосударственного образования.

На прошлой неделе Минск направил в комиссию Таможенного союза свои претензии, касающиеся взимания Россией экспортной пошлины на нефть. Взимание этой пошлины «грубо нарушает» договоренности сторон по поводу создания Таможенного союза, заявил заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко 16 февраля. «Это — наша фундаментальная претензия», — подчеркнул он.

По словам замминистра, еще в 2007 году, при обсуждении перспектив создания Таможенного союза, главы государств определили две базовые позиции. Первая — с момента создания единой таможенной территории взаимная торговля между странами должна быть полностью свободной, то есть, никаких пошлин ни на какие товары. Вторая: за модель таможенной интеграции должен быть взят Европейский союз.

По словам Евдоченко, в настоящее время Евросоюз — «единственный отработанный, эффективно действующий и доказавший свою состоятельность таможенный союз». При белорусский дипломат утверждает, что национальные экономики стран ЕС заработали эффективно лишь после устранения всех ограничений в торговле между странами. Если Россия не откажется от экспортной пошлины на нефть после 1 июля 2010 года, когда должен вступить в силу Таможенный кодекс и, по идее, реально заработать союз, «это будет уже не модель ЕС», резюмировал Евдоченко.

В Минске дают понять: при сохранении пошлины на нефть есть все основания серьезно задуматься над целесообразностью участия Беларуси в Таможенном союзе.

«Вопрос в том, готова ли Россия модифицировать свою систему взятия ренты с природных ресурсов, — заявил журналистам 19 февраля замдиректора департамента внешнеэкономической деятельности белорусского МИД Антон Кудасов. — Если этого не произойдет, единая таможенная территория, внутри которой взимается пошлина, непредставима».

По словам белорусского чиновника, необходимы трехсторонние переговоры, «которые должны привести к понятной системе экспорта нефти из России в Беларусь и Казахстан без взимания таможенных пошлин». При этом Кудасов понимает, что переговорный процесс «будет сложным».

Проект соглашения о поставках нефти в рамках Таможенного союза сейчас разрабатывает Министерство экономического развития России. «К 1 марта мы должны представить проект соглашения в правительство. Это проект, фактически связанный с администрированием вывозных таможенных пошлин», — сообщил представитель Минэкономразвития РФ Андрей Точин.

По его словам, участники Таможенного союза должны договориться по экспортным пошлинам на нефть в течение марта. Пока же администрирование пошлин остается на национальном уровне и будет сохраняться таким длительное время. Российский чиновник объясняет это тем, что экспортные пошлины не только регулятивные — часть из них является товарной рентой, в том числе по нефти. Сторонам придется договариваться, какие механизмы администрирования экспортных пошлин применять, чтобы экспортеры не имели возможности уходить от уплаты этой ренты за счет вывоза товаров с территории Беларуси или Казахстана.

Озабоченность по поводу принципа распределения пошлин высказывает и Казахстан. «Справедливой формулы» в этом вопросе пока нет, заявил 22 февраля министр финансов Казахстана Болат Жамишев. Он отметил, что проблема распределения таможенных платежей — одна из самых сложных, и Астана надеется на ее «политическое решение».

Россия «как самый емкий рынок» рассчитывает на большую часть поступлений — до 90% от взимаемых импортных пошлин, сказал Б. Жамишев. Казахстан же, по его словам, может терять до 466 миллионов долларов США в год из-за падения объемов таможенных поступлений. «Скорее всего, решение будет политическим, но вместе с тем оно будет отражать те условия во внешней торговле, которые у нас были до вступления в Таможенный союз, и мы не должны ничего потерять», — подчеркнул Жамишев.

По словам главы Минфина Казахстана, «справедливую формулу, которая позволила бы всем быть довольными, найти сложно», но принцип здесь один — «эта формула должна быть нейтральной, каждая страна не должна ничего потерять и ничего не должна приобрести».

«Судя по тем отношениям, которые сегодня складываются между участниками Таможенного союза, его будущее представляется весьма туманным», — считает минский экономист Леонид Злотников. И Беларусь, по его мнению, занимает в этом союзе самые незавидные позиции. «Очевидно, что Минск вступал в Таможенный союз, надеясь получить более дешевые российские энергоносители. Однако мы видим, что Россия жестко гнет линию перехода на рыночные отношения», — отметил эксперт в интервью «Белорусским новостям».

«Свои интересы настойчиво отстаивает и Казахстан, пытаясь оставить за собой очень много исключений во взаимной торговле на территории Таможенного союза. Так что, думаю, пошлина на нефть — далеко не последняя проблема в отношениях трех стран», — считает Злотников.

Что касается Беларуси, то Минску «уже особо нечем давить на Россию, которая активно строит в обход Беларуси нефте- и газопроводы». «Остается лишь делать ставку на геополитические отношения. Они пока еще достаточно сильны, но уже не так, как прежде. Следует также учесть результаты выборов на Украине, которые могут существенно понизить значимость Беларуси для России», — полагает экономист.

Он также обращает внимание, что экономика Беларуси - наименее рыночная по сравнению с российской и казахстанской. «Для нас либерализм — все еще почти ругательное слово, а для России и Казахстана — главная линия в экономике. Это обстоятельство также делает перспективы таможенного объединения весьма сомнительными», — говорит Злотников. По его словам, если бы экономическая либерализация в Беларуси действительно имела место, если бы создавались хорошие условия для бизнеса, то участие в Таможенном союзе было бы очевидно выгодно.

Вместе с тем, какие бы резкие заявления относительно целесообразности участия в Таможенном союзе ни звучали сегодня из Минска, выход из него «смертельно опасен для Беларуси», считает экономист. «Полноценное вхождение Беларуси в зону свободной торговли в рамках «Восточного партнерства» ЕС практически невозможно из-за несоответствия белорусской экономики европейским стандартам. И если мы выйдем из Таможенного союза, то останемся ни с кем и ни с чем, — считает Злотников. — А если Россия — наш основной рынок сбыта — введет ввозные пошлины для белорусских товаров, это окончательно добьет нашу экономику».