Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Зачем Беларусь, Россия и Казахстан сыплют песок в колеса евразийской интеграции?
От отмены торговых барьеров выигрывают потребители, зато бюрократия и руководители теряют инструмент влияния... -
Российский кризис угрожает экономической безопасности Беларуси
Перед отечественной экономикой всё более остро встает проблема диверсификации экспорта…
- В Могилеве более Br140 млрд направят на ремонт дорог
- В январе потребительский импорт в Беларусь снизился втрое
- В феврале в Минске больше всего подорожали фрукты, растительное масло, парфюмерия
- Heineken будет выпускать больше кваса в Беларуси
- Белорусы стали экономить воду
- Стоимость топлива на внутреннем рынке теперь не привязана к курсу доллара
- Вопрос о поставках белорусской свинины в РФ может быть решен до 20 марта
- Лукашенко дал предпринимателям отсрочку до конца года
- МВФ рекомендует не повышать зарплаты в Беларуси
- Лукашенко: меня интересует, как продать товар и получить деньги
Экономика
Государство хочет снять сливки с «теневого бизнеса»
Правительство намерено заинтересовать бизнес легализовать скрытые доходы и в связи с этим планирует уже в 2011 году провести налоговую амнистию. Такой пункт содержится в проекте директивы о либерализации экономической деятельности.
По информации Naviny.by, соответствующий проект указа планируется разработать и внести на рассмотрение главе государства до 1 июля 2011 года. Если предложенные властями условия легализации доходов покажутся бизнесу привлекательными, в страну могут вернуться миллионы долларов, которые сейчас спрятаны в иностранных банках.
Однако принятия одного лишь указа будет недостаточно для вливания нелегализованного капитала в белорусскую экономику, считают эксперты. Правительству придется параллельно реформировать налоговое законодательство и систему приватизации. Иначе от налоговой амнистии не будет никакого толку.
А привлекать есть что. Еще в 2007 году в Министерстве по налогам и сборам отмечали, что в теневом секторе создается около 15% ВВП. В пересчете на курс доллара того времени получалось, что объем ресурсов, вращающихся вне легальных рамок, составлял около 3 млрд. долларов.
По данным последнего исследования, проведенного Всемирным банком, размер теневой экономики составляет 53% ВВП. Это значит, что в стране не облагается налогами каждый второй рубль. То есть резервы для пополнения доходной части бюджета не просто велики — они огромны.
Налоговую амнистию в качестве инструмента для пополнения бюджета и привлечения дополнительного капитала в экономику используют многие страны. В Европе, например, этим активно пользуется Италия. Последняя налоговая амнистия, которая проводилась с октября 2009 года по апрель 2010 года, позволила вернуть в страну более 100 млрд. евро. Это была третья за последние восемь лет попытка амнистии капитала.
В Беларуси о возможном проведении налоговой амнистии заговорили еще в 2001 году, когда на встрече с предпринимателями Александр Лукашенко пообещал в 2002 году провести амнистию капитала. Однако по ряду причин этого не произошло.
Следующая попытка законодательно закрепить проведения налоговой амнистии была предпринята в 2004 году. Нацбанком даже был озвучен механизм вывода капитала из тени. Предполагалось создать институт спецсчетов, на которые физлица или предприятия малого и среднего бизнеса перечисляли бы средства в наличной и безналичной форме.
Дальше рассматривались такие варианты легализации. Средства, поступившие в страну, предполагалось заморозить примерно на два года на бесплатной основе в шести уполномоченных банках. Те, в свою очередь, должны были или инвестировать их в развитие малого и среднего бизнеса, или же субъект хозяйствования через какое-то время, заплатив налоги по меньшей ставке, мог легально воспользоваться деньгами.
Такую схему удачно в свое время реализовал Казахстан. Однако в Беларуси эти предложения также не нашли применения.
Тем не менее, утверждать, что очередная попытка провести амнистию капитала тоже обречена на неудачу, рано. Тем более кое-что власти в этом направлении уже сделали. С 1 января 2009 года для физлиц-вкладичков отменили обязательное декларирование источников доходов при сумме банковского вклада в размере 2 тысяч базовых величин.
Возможно, снова вернуться к идее налоговой амнистии правительство вынудили не благие помыслы о либерализации, а опасение по поводу наполнения доходной части бюджета в ближайшие годы и роста инвестиций в отечественную экономику. Ведь даже если удастся легализовать хотя бы 1 млрд. долларов, уже будет немного легче.
«Легализованные доходы — это инвестиции в разных формах. Покупка недвижимости, земли для последующего строительства объектов, покупка акций предприятий. Едва ли среди бизнесменов найдутся те, кто просто захочет держать деньги на счете в банках, а не вкладывать их в дело. Государство, в свою очередь, получит пользу в виде уплаты налогов, а население — в виде создания новых рабочих мест», — отмечает экономист Ярослав Романчук.
Налоговая амнистия (амнистия капитала) — это легализация средств, с которых в свое время их обладателями не были уплачены налоги или были допущены другие нарушения законодательства. Легализация подразумевает снятие ответственности с лиц, которые совершили правонарушения в области налогового законодательства. Благодаря налоговой амнистии капитал не только возвращает в страну, но и реинвестируется в экономику. |
Эффективность налоговой амнистии будет зависеть от того, насколько привлекательными для бизнеса окажутся условия по легализации. За рубежом бизнес уплачивает налог, который может составлять, например, 6-10% от легализуемой суммы.
По словам председателя Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергея Балыкина, «аналогичным образом можно провести налоговую амнистию и в Беларуси. При этом легализацию небольших суммы — несколько тысяч или даже десятков тысяч долларов — можно было бы проводить без всякой уплаты налогов».
По мнению Ярослава Романчука, правительство вполне могло бы предусмотреть в законодательном акте освобождение от уплаты налогов любых размеров легализуемых доходов: «Но налоговая амнистия должна проводиться в комплексе с реформированием налоговой системы, процессов приватизации, чтобы вложенные деньги заработали в экономике».
Сергей Балыкин также соглашается с проведением целого комплекса реформ. При проведении налоговой амнистия необходимо создать условия не только для возврата денег, уже переведенных в иностранные банки, но и для предотвращения дальнейшего оттока капиталов за рубеж.
«Налоговая амнистия должна проводиться при серьезной либерализации налоговой системы и условий ведения экономической деятельности. Это должны быть взаимосвязанные процессы, и амнистия должна быть одной из составляющей либерализации, но настоящей, а не декларативной. В противном случае история опять повторится, и капитал вновь начнет уплывать за границу», — убежден Сергей Балыкин.
Но даже при создании привлекательных условий по легализации доходов власти рискуют не получить требуемый эффект. Бизнес сильно недоверяет властям, и даже при всех обещаниях вряд ли поверит, что за легализованный сегодня капитал завтра не придется отвечать перед налоговой и другими контролерами.
По оценке Ярослава Романчука, на формирование доверия бизнеса к власти, а также на создание условий для эффективного проведения налоговой амнистии потребуется около 3-4 лет.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева