Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Заморозка зарплат ударила по выручке магазинов
Крупные торговые сети сегодня заявляют, что им приходится работать в условиях нулевой рентабельности, чтобы смягчить влияние роста цен на потребителей… -
МАЗ останавливает конвейер. Кто следующий?
Рабочих на десять дней отправят в вынужденные отпуска. Подобные проблемы могут коснуться всей машиностроительной отрасли...
- Более 41 тысячи квартиросдатчиков состоит на учете в налоговых органах Минска
- В национальном аэропорту Минск построят вторую взлетно-посадочную полосу
- Аренда для ИП и юрлиц, торгующих белорусскими товарами, может снизиться
- Россия в очередной раз вернула в Беларусь мясо и овощи
- Лукашенко хочет услышать, как дышит сельское хозяйство
- «Вопрос недели». Белорусская или импортная — какую одежду вы покупаете?
- Стоимость топлива на внутреннем рынке теперь не привязана к курсу доллара
- Вопрос о поставках белорусской свинины в РФ может быть решен до 20 марта
- Лукашенко дал предпринимателям отсрочку до конца года
- МВФ рекомендует не повышать зарплаты в Беларуси
Экономика
Малому бизнесу отбивают охоту заниматься экспортом
Валютный кризис продолжает выбивать почву из-под ног не только у крупных, но и у малых предприятий. Найти недостающую валюту малому бизнесу помогло бы увеличение экспортных поставок. Однако этот канал получения заветных долларов, евро или российских рублей в ближайшей перспективе вряд ли полноценно заработает. Государство настроило слишком много барьеров, мешающих малому бизнесу самостоятельно зарабатывать валюту.
За прошлый год, по данным Белстат, малый бизнес поставил на экспорт товаров на 9,8 млрд. долларов или на 35% больше, чем в 2009 году. Более 75% объема экспорта организаций малого бизнеса обеспечили внешнеторговые операции с семью странами: Нидерландами (26% общего объема экспорта малого бизнеса), Украиной (16%), Россией (10%), Великобританией (10%), Бразилией (7%), Польшей (5%), Индией (3%).
Экспортный ассортимент предприятий малого бизнеса выглядит скупо. На внешние рынки поставлялись в прошлом году строительные изделия, холодильное и морозильное оборудование, изделия из цемента и бетона, мебель. Большую долю в общем объема экспорта занимают продукты питания. Так, молока и сливок в 2010 году было поставлено на 74,3 млн. долларов, свинины — на 21,3 млн. долларов, сыров и творога — на 12,8 млн. долларов.
По признанию самих бизнесменов, их экспортный потенциал намного шире и объемы полученной валютной выручки могли быть в разы больше. Это помогло бы менее болезненно пережить валютный кризис. Однако экспортная инициатива бизнеса сдерживается рядом негативных факторов.
Главным препятствием для наращивания экспорта малый бизнес называет существующий механизм уплаты НДС по стране назначения и подтверждения этой уплаты. Процедура, которую сегодня выполняет нерезидент, занимает два-три месяца. Но в случае неподтверждения факта уплаты НДС в установленный срок проблемы возникают уже у белорусского экспортера: именно с него списывается сумма НДС в размере 20% от контрактной стоимости.
«Этот механизм не стимулирует заниматься экспортом», — подчеркивает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.
Выходом из ситуации, по мнению Калинина, может стать увеличение границы применения упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС.
«В России упрощенный режим налогообложения действует для предприятия с численностью до 100 человек с объемом годовой выручки 60 млн. российских рублей. А у нас численность ограничена 15 работниками, а объем годовой выручки — 1 млрд. 177 млн. рублей. Если 60 млн. российских рублей пересчитать по нынешнему курсу на межбанке, где за 1 российский рубль просят 200 белорусских рублей, то получим 12 млрд. белорусских рублей годовой выручки. На таком увеличении границы мы и настаиваем. Это, кстати, предусмотрено и директивой № 4».
Эксперт подчеркивает, что малому бизнесу недостает ресурсов для создания товаропроводящих сетей, например, в той же России.
«Это может позволить себе крупный и, частично, средний бизнес. В отношении малого бизнеса нулевая ставка НДС не работает, а грузить товар на Россию с 20% НДС, включенным в цену, экономически невыгодно».
Но финансовые власти не хотят расширять границы применения упрощенной системы налогообложения. Более того, хотят оставить все как есть. Правда, по информации Naviny.by, представители бизнес-сообщества все же убедили налоговые органы пересмотреть свою позицию. Предварительно стороны сошлись на том, что годовой объем выручки для применения «упрощенки» будет увеличен с 1 до 4 млрд. рублей. «Но как оно будет дальше, никто не знает», — заявляют бизнесмены.
Самостоятельно зарабатывать валюту бизнесу также мешает ограниченный доступ негосударственного сектора к отечественной продукции для продажи за рубеж.
«Сейчас введены жесткие ограничения по отпуску белорусской продукции частникам за рубли. Если сравнивать ситуацию, которая была три месяца назад и сейчас, то возможности для экспорта для малого бизнеса сократились в разы», — признался один из предпринимателей.
Малый бизнес, между тем, мог бы не только помочь государству наращивать экспорт товаров, зарабатывая валюту, но и увеличивать экспорт услуг, опять же с прицелом на валютные доходы. К примеру, за пятилетку Беларусь планирует на 60% увеличить доходы от транзита (без учета доходов от транзита нефти и природного газа). При этом наращивать транзитный потенциал планируется посредством развития придорожного сервиса, где и может проявить себя малый бизнес.
Только глядя на нынешнее состояние придорожного сервиса и заинтересованность государства оказывать бизнесу помощь как-то невольно закрадываются подозрения, что ничего путного из этого не выйдет. Сегодня даже с постройкой туалетов для туристов возникают проблемы, заявляют бизнесмены, на собственном опыте познакомившиеся с «кухней» придорожного сервиса.
«Последнее предложение, которое я слышал относительно стоимости туалета в соответствии со всеми санитарными нормами и правилами — 400 млн. рублей. То есть мне надо продать квартиру в Минске, чтобы поставить туалет? Это абсурд, — заявляет предприниматель, владелец придорожных кафе Игорь Гришукевич. — Иностранцы смеются с нашей оснащенности санузлами, когда приезжают. Один унитаз для девочек, другой для мальчиков. А если приезжает автобус, в котором 40 человек? А если этих автобусов два или три? И куда все пойдут? Конечно, в лес. Проблему все знают, но никто не хочет ничего делать. В других странах государство помогает развивать придорожный сервис, а у нас даже в элементарном — построить туалет — и то нет помощи».
По мнению Гришукевича, бизнес нуждается не только в финансовой помощи со стороны государства (хорошо хоть с получением льготных кредитов пока нет сложностей), но и в упрощении условий для работы. В частности, это касается налогового регулирования.
Минский столичный союз предпринимателей и работодателей (МССПиР) уже направил в адрес правительства свои предложения по этому поводу.
Так, в частности, предлагается снизить налоги при применении упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС с 8% от выручки до 5% (как в малых городах), а при применении упрощенной системы налогообложения с уплатой НДС — до 3% от выручки. При этом ставку НДС установить на уровне 10% на все виды услуг. Также МССПиР предлагает по примеру ремесленников предусмотреть небольшие суммы годовых патентов для малых объектов придорожного сервиса взамен налогов.
Еще один актуальный в свете сегодняшней ситуации вопрос, который поднимают представители малого бизнеса — прием платежей в иностранной валюте от граждан других стран за оказанные услуги придорожного сервиса. По признанию предпринимателей, за прием валютных средств от иностранцев сегодня грозит чуть ли не тюрьма.
«Почему на заправках можно принимать валюту, а в кафе нет? И что из этого получается? Вы приехали в другую страну, по каким-то причинам не смогли поменять валюту, тем более вы не знаете, сколько менять. Да и часто те, кто едет транзитом, просто не хотят иметь дело с белорусскими деньгами. И вот по дороге вам захотелось выпить чашку кофе или перекусить в придорожном кафе. Только вас никто не обслужит. Вы можете просить, умолять, удивляться нежеланию заработать валюту. Только не положено. И какое после этого представление сложится и придорожном сервисе?», — задается вопросом Гришукевич, придерживающийся мнения о необходимости упрощения порядка приема денежных средств в иностранной валюте за оказание услуг придорожного сервиса.
Оценивая ситуацию в целом, предприниматель делает вывод, что государство больше на словах, а не на деле поддерживает развитие придорожного сервиса.
«Команда поступила от первого лица, и все вроде бы что-то делают, но реальной помощи ни от кого нет. Слышал, что постоянно идут деньги на поддержку, но куда они уходят, не знаю».
Последние Комментарии