Белорусский «хапун»: итоги майских продаж
Подводим итоги майского «хапуна». Мы намеренно акцентируем внимание на слове «майского», так как не исключаем, что...
Дефицит валюты вызвал весной этого года ажиотажный спрос на потребительском рынке. В мае население выносило из магазинов все, во что можно было вложить обесценивающийся рубль. Сегодня интернет-газета Naviny.by подводит итоги майского «хапуна». Мы намеренно акцентируем внимание на слове «майского», так как не исключаем, что ажиотажный спрос на потребительском рынке может повториться.
Товары мгновенного спроса
Ажиотаж на потребительском рынке стал следствием негативных процессов на валютном рынке. В мае население было уверено в неизбежности девальвации национальной валюты и поэтому старалось срочно найти применение обесценивающейся рублевой массе. Это привело к тому, что с полок магазинов стали мигом уходить многие товары длительного хранения.
Одним из первых, кто принял на себя удар майского «хапуна», стал сахар. В последний месяц весны продажи сладкого продукта резко выросли. Накануне летнего заготовительного сезона, а также в связи со слухами о грядущем исчезновении или подорожании сахара, население стало активно запасаться сладким «песком».
В мае 2011 года по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года продажи сахара выросли в 2,9 раза. За месяц с полок магазинов исчезло более 27,7 тыс. тонн сахара, тогда как в мае 2010-го продажи этого продукта составили около 9,5 тыс. тонн.
Чем еще население активно затоваривалось?
Логика потребителей очевидна: в эпоху кризиса нужно запасаться тем, что дольше хранится. Готовясь, очевидно, к худшему, население стало активно скупать в мае мясные консервы. По данным официальной статистики, продажи мясных консервов в мае выросли по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года более чем в 1,9 раза. За май из магазинов белорусы вынесли 1,1 тыс. тонн мясных консервов (за аналогичны период прошлого года почти в два раза меньше — порядка 570 тонн).
В ходе набегов на магазины большую потребность белорусов в себе испытали и другие продовольственные товары.
Пока власти успокаивали население, оно забирало с полок магазинов муку (рост продаж в мае по сравнению с маем 2010-го составил 1,73 раза), макаронные изделия (увеличение продаж — 1,68 раза), Кроме этого, высоким спросом пользовались в мае крупы и растительное масло — по этим категориям товаров продажи выросли более чем в 1,5 раза.
Излюбленным способом траты рублей в мае этого года стала покупка непродовольственных товаров длительного пользования. В первую очередь это коснулось стиральных машин. За май их продажи выросли в три с лишним раза. Если в мае 2010 года население купило около 8 тыс. стиральных машин, то за этот же месяц 2011 года — более 24 тыс. штук.
Также высоким оказался спрос в этом году на холодильники, морозильники, телевизоры — в общем, всего того, что было в магазинах и представляло из себя ценность. За май население скупило 30 тыс. холодильников и морозильников, в то время как за аналогичный период прошлого года продажи названных товаров составили чуть более 12 тыс. штук. Ажиотажный спрос в значительной степени затронул телевизоры — их продажи в мае выросли почти в 1,8 раза по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.
Повторится ли ажиотаж на потребительском рынке?
После майского ажиотажа на потребительском рынке возникает закономерный вопрос о возможном повторении подобных явлений. Белорусский ритейл не исключает, что в связи с дефицитом валюты на внутреннем рынке потребители в случае появления тревожных слухов могут вновь устроить «набег» на магазины.
«Рубли на руках у населения есть, а конвертировать их в валюту возможности нет. Поэтому приходится тратить деньги на потребительском рынке. Если поползут тревожные слухи, люди снова могут начать скупать товары», — полагает представитель компании, которая управляет столичной розничной сетью.
Председатель совета директоров Emas Group Андрей Коляда также не исключает новой волны ажиотажного спроса на потребительском рынке. Вместе с тем, он склоняется к мысли, что возможности населения осуществлять «набеги» на магазины будут уменьшаться.
«Ажиотажный спрос на потребительском рынке может повториться в случае неровных движений со стороны властей. Вместе с тем, если печатный станок выключат, как требуют от Беларуси кредиторы, то нас ждет стагнация на потребительском рынке», — полагает Андрей Коляда.
По его мнению, административное ограничение роста цен будет иметь краткосрочный эффект.
«Рост цен будет продолжаться. В ситуации замораживании заработных плат это означает, что покупательная способность населения будет снижаться, а, следовательно, в том же направлении будет двигаться и потребительский спрос», — полагает Андрей Коляда.
Обсудим?