Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Минторг Беларуси закрывает целую торговую сеть
Из-за просроченной задолженности закрываются все 177 магазинов сети «Доброном»... -
«Жизнь заставит» руководство предприятий увольнять рабочих
За первые три месяца этого года крупные белорусские предприятия уволили свыше 13 тысяч работников…
- Нацбанк: Новая инструкция о денежных переводах позволит выработать рекомендации по снижению рисков
- Беларусь планирует увеличить долю возобновляемых источников энергии до 6%
- «Белджи» получит китайский кредит на 158,7 млн. долларов
- Маринич: Торгуем молочной продукцией с Китаем, Венесуэлой, странами СНГ, но в ЕС неконкурентоспособны
- Минсельхозпрод: перестаньте нагнетать обстановку — падение урожайности не большое
- Как меняется зарплата белорусов. Май-2015
- Топ-10 товаров и услуг, подорожавших с начала года
- Шумченко: кроме нас самих о проблемах малого бизнеса властям никто не скажет
- Лукашенко: главное — удержать зарплату на уровне прошлого года
- Лукашенко: зарплату будем двигать вверх по мере возможности
Экономика
Для спасения реального сектора нужны миллиардные инвестиции
Правительство определило перечень из сотни наиболее значимых белорусских предприятий. Для них предусмотрена государственная поддержка в виде различных преференций. Эксперты не видят в правительственном списке точек роста и считают, что для спасения реального сектора требуются миллиардные инвестиции, которых нет.
Меньше денег под жесткий контроль
106 предприятий реального сектора белорусской экономики определены правительством как наиболее значимые.
В этот список входят Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, «Амкодор», «Нафтан», «Полимир» и прочие компании.
Как отметил заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц, правительство включало предприятия в перечень наиболее значимых по двум основным критериям — по количеству рабочих мест и вкладу в формирование ВВП.
Для приоритетных предприятий правительством предусмотрена финансовая поддержка. Речь идет об участии в государственных программах, кредитах под гарантии правительства, компенсации процентов по кредитам, освобождении от уплаты пошлин за ввоз импортного оборудования и прочих налоговых преференциях.
«Смотрим каждое предприятие в отдельности и вырабатываем вместе с банками решения по снижению существующей кредитной нагрузки, помогаем пересмотреть бизнес-планы, принимаем иные меры, чтобы предприятия могли вздохнуть свободно», — рассказал на недавнем заседании правительства белорусский премьер-министр Андрей Кобяков.
При этом, по его словам, предприятиям необходимо активно заниматься вопросами возврата просроченной дебиторской задолженности и поиском новых рынков сбыта.
«Если предприятие четко видит рынки сбыта, имеет гарантированные экспортные контракты, то для него банки всегда найдут средства. Финансировать предприятия ради производства на склад никто не будет», — подчеркнул глава правительства.
То есть, правительство стремится ужесточить контроль над ресурсами, сделать их более адресными и окупаемыми, пояснил Георгий Гриц.
«Некоторые предприятия отказывались быть включенными в перечень, потому что их берут под стопроцентный контроль», — отметил эксперт.
Вместе с тем, размеры финансовой поддержки для белорусских предприятий в этом году будут сокращены. В частности, общий объем кредитования с господдержкой программ и мероприятий снижен на 36% до 44,2 трлн. рублей. Государственная инвестиционная программа оптимизирована на 40%.
«Теперь за две копейки надо сделать то, что было за два рубля! Эти меры должны предполагать меньшее количество инвестиционных проектов, более адресные проекты с большей окупаемостью, более точные приоритеты и так далее», — считает зампредседателя БНПА.
Отсутствие точек роста, миллиардные инвестиции, ставка на средний бизнес
В целом эксперт не видит в правительственном списке тех предприятий, которые могли бы выступить драйверами роста для белорусской экономики.
«Практически все предприятия из этого списка за исключением нефтянки являются дотируемыми. Это продукт реализуемой в Беларуси политики, ее бремя и заслуга. Среди них нет явных точек роста, которые через 10 лет позволят трансформировать экономику в пятый, шестой технологический уклад», — отметил Георгий Гриц.
Экономист Александр Обухович также считает принимаемые правительством меры по поддержке крупных предприятий неэффективными. По мнению аналитика, для спасения реального сектора экономики требуются миллиардные инвестиции.
«Крупные предприятия требуют огромных вливаний, чтобы из них получился толковый бизнес. Без этого выиграть конкурентную борьбу, которая только обостряется в условиях кризиса, даже на российском рынке практически невозможно», — отметил эксперт.
Если поставить перед человеком задачу построить дом, но давать ему только по одному кирпичу в месяц, то дом он не построит. У нынешней господдержка крупных предприятий схожая эффективность, считает Александр Обухович.
По его оценкам, для вывода, например, «Интеграла» на более-менее жизнеспособный уровень нужно около 5-7 млрд. долларов, для Минского автомобильного завода — около 5 млрд. долларов инвестиций.
«В республике таких денег нет, поэтому волей-неволей для выживания придется идти на союзы и компромиссы. Недаром перед кризисом прошла волна слияний и поглощений, но мы этого делать не умеем», — говорит экономист.
Он предлагает реструктуризировать белорусскую экономику и сделать ставку на малый и средний бизнес.
«В Германии у 90% предприятий численность работников менее 500 человек. В кризис они пострадали меньше всех. То есть, сама структура нашей экономики, которая за последние годы не изменилась и представляет собой сборочный цех Советского союза, на сегодняшний день нежизнеспособна», — уверен Обухович.
Последние Комментарии