Другие материалы рубрики «Экономика»
-
Индекс «Чарки и шкварки»: Беларусь обошла только воюющую Украину
Индекс «Чарки и шкварки» — отечественный инструмент, основанный на теории паритета покупательной способности. Для расчетов используется стоимость 100 г водки и 100 г свинины. -
Год после российского продуктового эмбарго. Получила ли Беларусь то, что хотела?
Российский рынок так и не стал для Беларуси продовольственным клондайком.
- Беларусь ограничила поставки свинины из России
- Объем иностранных инвестиций в Беларусь упал на треть
- Лукашенко хочет увеличить товарооборот с Пакистаном до 1 млрд долларов
- Мининформ заблокировал сайт по продаже алкоголя
- Лукашенко обещает не обманывать бизнесменов из Пакистана
- Лукашенко поставил цель увеличить товарооборот с Пакистаном
- Лукашенко: у нас идет в экономике война
- Лукашенко дал клятву за пять лет решить проблему внешнего долга
- Как меняется зарплата белорусов. Июнь-2015
- Лукашенко запретил форсировать сроки строительства АЭС
Экономика
Предприниматели не спешат покупать товар у белорусских оптовиков
Три месяца назад на Южном рынке в Гродно открылись магазины-склады, где предприниматели могут оптом купить товар. Это первый такого рода объект в Беларуси. Его цель — составить конкуренцию оптовым базам в Польше и России. Пока цены на продукцию здесь выше, чем у предпринимателей на соседних рядах, которые все еще торгуют без документов на товар. Но ситуация может измениться, когда сертификацию сделают обязательной. Как заявлял президент, после 1 января 2016 года «отступлений назад не будет».
Полгода назад на встрече с предпринимателями в Минске Александр Лукашенко возмутился, что в Беларуси до сих пор не созданы оптовые базы. Тогда премьер-министр Андрей Кобяков попытался объяснить, что это невыгодно.
«Выгоднее ехать в Москву и там покупать, нет смысла тут делать, — сказал Кобяков. — В Москве выгодно, маржа больше. Однократно можно обеспечить ассортимент (на оптовых базах в Беларуси. — Naviny.by), но он будет лежать, цены будут дороже. В Москве цены ниже».
Этот аргумент президента не устроил: «Вы это сделаете, а я закрою границу на Москву, — сказал он. — И если только они скажут, что нет какой-то тряпки или шлепанцев как на Черкизовском рынке, вы за это ответите».
На аукционе цены на аренду магазина в Гродно доходили до 52 млн рублей
Громкие слова пока так и остаются словами. Существующие в Гродно магазины-склады — это пока всего лишь восемь павильонов с одеждой, обувью и сантехникой.
Здание на территории Южного рынка построили за полгода, оно принадлежит ЗАО «ГродноТоргСервис», большая часть акций которого находится в собственности государства. Площадь оптовой базы — около 400 квадратных метров. Помещение оборудовано всеми коммуникациями.
На аукцион было подано 13 заявок. По словам заведующего рынком Анатолия Грудинко, изначально интерес проявляли и государственные торговые организации, но они не смогли соревноваться с частниками.
Прежде, чем получить торговое место, предприниматели должны были заплатить за право аренды на три года. Старт был от 9 млн рублей, последняя цена выросла до 52 млн рублей. После заключения договора ИП ежемесячно платят за аренду и коммунальные услуги. В месяц на аренду уходит от 2,7 млн рублей до 5,5 млн рублей в зависимости от площади торгового объекта. Арендная ставка — 86 400 рублей за квадратный метр.
Светлана Чернушевич, которая помогает сыну работать в магазине-складе, говорит, что в сделке привлекла, прежде всего, цена — около 2,7 млн рублей в месяц за аренду. «В Гродно сложно было бы найти что-то более приемлемое», — говорит она.
Предприниматель Людмила Кервяк, которая оптом продает женскую обувь, говорит, что вместе с мужем долго думала, прежде чем подать заявку на аукцион.
«Мы пришли с этого же рынка. У нас тоже есть розничные точки. Со временем приходит понимание, что нужно торговать цивилизованно. Нам тоже было страшно начинать. Благо, сотрудники Госстандарта детально помогли разобраться в сертификации», — отмечает она.
Людмила работает напрямую с польским производителем: «Мы привозим обувь с фабрики, делаем декларации и сертификаты на серийное производство. На самом деле выходят не такие большие деньги».
«Тем более, документ оформляется на пять лет, — дополняет ее супруг. — Так что, если разбросать сумму, которая пошла на оформление, на все партии товара, выходит не очень дорого».
Конечно, для мелкого предпринимателя такая схема невыгодна. «Вряд ли владелец небольшой точки поедет на фабрику за несколькими коробками обуви, — продолжает Людмила. — Ему придется делать растаможку, оформлять декларацию. Это будет стоить ему очень больших денег. Поэтому такие предприниматели закупают товар у белорусских или польских оптовиков. Мы минуем оптовые польские базы, поэтому покупать у нас товар дешевле. Поляки делают накрутку 30-40%, гораздо больше, чем мы. Кроме того, польский производитель заинтересован работать с нами напрямую. Это связано с налоговым законодательством. Поскольку нам товар экспортируют, они имеют полный возврат НДС».
В этом магазине оптовая цена на туфли из натуральной кожи — от 600 тысяч рублей, на сапоги — от 950 тысяч.
В Москве никого не интересует сертификация, документы по-прежнему не выдают
Однако большинство предпринимателей по-прежнему выжидают. Видимо, надеются, что правительство вновь отложит введение сертификации на товары легкой промышленности.
«Мы и так еле выживаем здесь — платим налоги, аренду. За месяц всего пару курток у меня покупают, — говорит предприниматель, который в 90-х приехал в Беларусь из Азербайджана. — Кому нужна эта сертификация? Я уважаю законы, но мы везем товар из Турции, России. Там никто не может дать нам документы. Почему Беларусь не берет пример с Москвы? Там нет никаких сертификатов. Если введут эти изменения, соберу детей, уеду из Беларуси».
«Какие документы могут быть в Москве? — говорит еще один предприниматель, который торгует на рынке джинсами. — Им все равно, что у нас здесь вводят сертификацию. Россия большая, найдут других покупателей. На белорусский товар переходить тоже не вариант, выходит гораздо дороже. Некоторые перешли, сейчас стоят закрытые павильоны. Не можем мы в легкой промышленности конкурировать с китайским товаром. Выше головы не прыгнешь. Если сертификацию введут, будем закрываться. Потому что товар с документами станет значительно дороже, наши покупатели не потянут повышение цен. Даже сейчас, посмотрите, рынок полупустой, торговли нет».
Заведующий рынка считает, что ситуация должна стабилизироваться. «Есть предприниматели, которые говорят, что уйдут с 1-го числа, но, по оперативной информации, у них уже есть документы, — говорит Анатолий Грудинко. — Близятся выборы. Может быть, они хотят что-то выторговать у властей... Раньше более-менее серьезный предприниматель зарабатывал огромные деньги — 10 тысяч долларов в месяц. Сегодня он зарабатывает 3 тысячи долларов. Конечно, для него это мало. Он когда-то отдыхал на Сейшелах, а теперь — в Турции. Но я уверенно говорю: ни один из них не стремится уйти на завод. Придет время, когда все должны будут продавать только сертифицированный товар. И тогда цена у всех выровняется».
Больше всех изменений ждут те, кто уже вложил деньги в сертификацию, а также продавцы белорусского товара.
«Мы ждем, когда закон все-таки заработает, — говорит предприниматель магазина-склада, где продают платья белорусского производства. Оптовая цена — от 300 до 450 тысяч рублей. — Мы не можем конкурировать по цене с Китаем или Кыргызстаном. Оплата труда там гораздо ниже, чем в Беларуси».
Надо понимать, что сертификация товаров легкой промышленности предусматривает тестирование обуви и одежды на безопасность для жизни и здоровья потребителя. То есть дополнительных гарантий по качеству носки или материала данный документ не дает.
«В прошлом году мы отдавали на сертификацию куртки, состав — 100% полиэстер, — говорит Светлана Чернушевич, у которой есть также точки розничной торговли. — Вышло довольно дорого — около 600 долларов. Этот товар мы привозили из Москвы. Там никакие документы, конечно, не выдают. Они слышали, что у нас вводится сертификация, но никак на это не реагируют. Если сертификацию сделают обязательной, многим предпринимателям придется сотрудничать с одной фирмой, потому что делать сертификаты на каждую группу товаров дорого. Соответственно, это отразится на ассортименте. Кроме того, одежда станет дороже».
По словам предпринимателей, за последний год покупательская способность упала минимум на 30%. Это отмечают и оптовики, и те, кто торгует в розницу. Раньше в оптовые дни на Южный рынок приезжало до 90 автобусов со всех регионов Беларуси, теперь приезжают четыре, говорит Анатолий Грудинко:
«Предприниматели ищут свою нишу, ждут перемен в связи с изменениями в 2016 году».
Тем не менее, в этом году в Гродно должен появиться еще один магазин-склад на 400 квадратных метров. Стройку планируют начать в сентябре. На сегодня поступило около 20 заявок от потенциальных арендаторов.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева