Другие материалы рубрики «Финансы»
-
Будут ли лопаться белорусские банки?
За суверенную историю Беларуси в стране было ликвидировано 25 банков, и у этой печальной статистики может быть продолжение… -
Банки будут сообщать в налоговые органы о покупателях крупных сумм валюты
Кроме банков. информацией о покупках и доходах граждан с налоговиками делятся таможня, ГАИ, БТИ...
- Нацбанк выпускает в обращение отчеканенные в Литве памятные монеты
- Надежда Ермакова возглавила наблюдательный совет Банка БелВЭБ
- Россия предоставит Беларуси кредит на 110 млн. долларов. Но в рублях
- Курс доллара на бирже опустился ниже 14 500 рублей
- Белорусские банки снижают ставки по кредитам
- Лукашенко: налогообложение должно быть простым, понятным и логичным
- Копейка, рейхсмарка, рубль. Выставка «Денежные знаки Беларуси»
- Зарплаты белорусов в 2014 году. От программистов до аграриев
- Новая девальвация белорусского рубля. 19.12.2014 — 19.01.2015
- Белорусские деньги будущего — какие они?
Финансы
Moody’s: дефицит валюты создает новые угрозы для белорусских банков
На этой неделе международное рейтинговое агентство Moody's понизило кредитные рейтинги шести белорусских банков. При этом у экспертов рейтингового агентства вызывает беспокойство сегодняшняя ситуация на валютном рынке Беларуси, которая может привести к дальнейшему снижению кредитных рейтингов белорусских банков. Почему ситуация на валютном рынке может отразиться на положении банковского сектора? На какие риски стоит обратить внимание банковским аналитикам?
На эти и другие вопросы в интервью интернет-газете Naviny.by ответил младший вице-президент — аналитик Moody's Максим Богдашкин.
— На белорусском рынке сегодня наблюдается острый дефицит инвалюты. Банки фактически приостановили ее продажу. Население может купить в обменных пунктах только ту валюту, которую кто-то сдает. На ваш взгляд, дефицит валюты создает риски для стабильности банковской системы Беларуси?
— Риски в банковском секторе могут появиться в том случае, если белорусские компании и физлица не смогут приобрести валюту в целях погашения имеющихся обязательств по валютным кредитам. В этом случае риски для банковской системы прямые — неплатежи по кредитам приведут к ухудшению качества банковских активов.
С другой стороны, сложившаяся ситуация на валютном рынке Беларуси создает определенные риски, связанные с поведением населения. Сложности с приобретением иностранной валюты могут спровоцировать переток вкладов из одних банков в другие или отток вкладов из банковской системы в целом. С этой точки зрения, ситуация на валютном рынке Беларуси неблагоприятна для банковской системы.
Хотя, следует отметить, девальвация начала 2009 года показала, что в целом доверие население к банковской системе Беларуси достаточно высокое.
— Вы понизили рейтинги белорусских банков вслед за решением о снижении странового рейтинга. Почему?
— Каждый рейтинг отражает две составляющие: собственную финансовую устойчивость компании (банка) и нашу оценку вероятности своевременной финансовой поддержки со стороны внешних игроков. В случае с государственными банками Беларуси под «внешним игроком» подразумевается государство. Соответственно, если понижается суверенный рейтинг государства, автоматически это влияет на вторую составляющую рейтинга.
В данном случае так и произошло — снижение суверенного рейтинга Беларуси повлияло на рейтинги белорусских госбанков. Рейтинги собственной финансовой устойчивости белорусских госбанков не изменились за исключением рейтингов «Белинвестбанка».
— Почему Moody’s приняло решение снизить рейтинг собственной финансовой устойчивости «Белинвестбанка»?
— В первую очередь, это связано с более рискованным кредитным портфелем «Белинвестбанка». Банк в большей степени занимается долгосрочными ресурсоемкими проектами. В целом доля таких проектов в кредитном портфеле банка сравнима с показателями «Белагропромбанка». Однако достаточность капитала «Белинвестбанка» значительно ниже, чем у «Белагропромбанка».
Если сопоставлять ситуацию в разрезе трех госбанков Беларуси, она выглядит следующим образом. «Беларусбанк» имеет менее рискованную структуру активов, но и меньшую достаточность капитала. «Белагропромбанк» располагает более рискованным портфелем активов, но и большую достаточность капитала. «Белинвестбанк» имеет рискованную структуру активов, но и меньшую достаточность капитала.
— В условиях новой ситуации на валютном рынке белорусские банки вынуждены пересматривать условия работы с клиентами. На межбанковском рынке юрлица сегодня вынуждены покупать валюту по курсу, который иногда выше официального на 20%. Как вы воспринимаете тот факт, что в Беларуси сложился двойственный курс рубля? Как это может отразиться на положении банковской системы?
— Сложившаяся ситуация может волновать банковских аналитиков с точки зрения ее влияния на кредитоспособность заемщиков, которые имеют кредиты в иностранной валюте. Это касается и физлиц, и юрлиц. Соответственно, если таким заемщикам приходится покупать валюту по более высокому курсу, им приходится нести гораздо большие расходы на обслуживание таких кредитов.
Поэтому в наших стресс-тестах белорусских банков мы предусматриваем, что кредиты в иностранной валюте имеют большую вероятность дефолта, чем кредиты в национальной валюте.
— Нацбанк Беларуси в конце прошлой недели заявил, что ожидает поступления российского кредита в течение ближайшего месяца. Как вы считаете, судьба новых заимствований будет влиять на положение банковского сектора Беларуси?
— Да, прежде всего, это проявится в способности государства рассчитываться по своим валютным обязательствам и в доступности иностранной валюты для белорусских заемщиков и банков — с целью погашения своих валютных кредитов, возврата клиентских вкладов в иностранной валюте и проведения валютных операций.
Сегодня в Беларуси наблюдается существенный дефицит валютных ресурсов, и сокращение этого дефицита, безусловно, уменьшит риски банковской системы.
При этом необходимо отметить, что объемы и срочность международного финансирования белорусских банков находятся на приемлемом уровне. Если белорусским банкам не потребуется срочно возвращать депозиты клиентов в иностранной валюте, то, сами по себе, в значительных валютных ресурсах они не нуждаются.
— Что касается последнего сценария, уместно вспомнить мартовский доклад МВФ, в котором указывается на значительные валютные требования коммерческих банков к центральному банку. У экспертов фонда это вызывает определенное беспокойство, так как по мере истощения золотовалютных резервов у комбанков может не оказаться возможности получить валюту из центрального банка обратно…
— Это справедливое замечание. Однако этот сценарий возможен только в том случае, если банкам придется срочно требовать у центрального банка эти средства обратно. Если же давления со стороны клиентов, вкладчиков или международных инвесторов банки испытывать не будут, то этого сценария удастся избежать.
— От каких факторов будут зависеть будущие рейтинги Moody's в отношении белорусских банков?
— Белорусская экономика во многом зависит от устойчивости государства, поскольку доля государственного сектора составляет более 70% ВВП. В то же время, сегодня мы видим некоторое ослабление государства в части способности поддерживать банковскую систему и экономику страны в целом.
В этой связи мы будем следить за динамикой качества кредитного портфеля банков. На сегодняшний день хорошие показатели качества активов белорусских банков во многом обусловлены той господдержкой, которую получает реальный сектор экономики. Поэтому для нас важно отслеживать качество активов, особенно в текущей ситуации, когда возможности государства в части поддержки реального сектора экономики ограничены.
Второй фактор, за которым мы, конечно, будем наблюдать, — состояние валютного рынка Беларуси. Мы ведь присваиваем рейтинги банкам как в нацвалюте, так и в инвалюте, и если ситуация на валютном рынке Беларуси не улучшится, то возможны дальнейшие негативные рейтинговые действия. Об этом свидетельствует и негативный прогноз, который сегодня присвоен большинству рейтингов белорусских банков.
Еще один фактор, на который мы обращаем свое внимание, — высокий рост банковских активов в Беларуси. Мы, с одной стороны, привыкли к двухзначному росту активов на развивающихся рынках. С другой стороны, прирост банковских активов в Беларуси более чем на 50% в 2010 году потенциально несет повышенные кредитные риски для банков. Если в 2011 году прирост активов будет таким же большим, но при этом качество заемщиков не улучшится, это может негативно отразиться на рейтингах банков.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева