Другие материалы рубрики «Финансы»

  1. Будут ли лопаться белорусские банки?
    За суверенную историю Беларуси в стране было ликвидировано 25 банков, и у этой печальной статистики может быть продолжение…
  2. Банки будут сообщать в налоговые органы о покупателях крупных сумм валюты
    Кроме банков. информацией о покупках и доходах граждан с налоговиками делятся таможня, ГАИ, БТИ...


Финансы

Государство нашло лазейку в эмиссионное прошлое

 

После прошлогодней девальвации правительство неоднократно заявляло о том, что возврата к эмиссионным инструментам управления экономики не будет. Однако на прошлой неделе было объявлено о необходимости задействовать на финансовом рынке облигации Банка развития, которые как раз таки и могут выступить в роли инструмента для получения эмиссионных денег. Вернется ли страна к старым механизмам финансирования экономики?


Бумага должна быть привлекательной

Напомним, что летом прошлого года центральный банк Беларуси прекратил выдавать льготные кредиты госбанкам. Национальный банк предоставляет сегодня рублевую ликвидность госбанкам только в рамках стандартных операций (на рыночных условиях и на короткие сроки). Что же касается нестандартных инструментов поддержания ликвидности — льготных кредитов для последующего финансирования госпрограмм, то в отношениях с госбанками центральный банк не использует их уже более полугода.

Однако на прошлой неделе премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович указал  на новый инструмент, который потенциально может быть использован для получения эмиссионных денег. Выступая на коллегии Минфина, глава белорусского правительства обратил внимание, что облигации Банка развития (в Беларуси такой банк создан в прошлом году) во всех странах выступают высоколиквидными ценными бумагами, которые используются Нацбанком для стандартного рефинансирования.

«Нам можно привлекать средства в облигации Банка развития, обеспечивая по ним хорошую доходность, в том числе за счет и бюджетных средств. Такой опыт есть в мире», — подчеркнул Михаил Мясникович.

Следует отметить, что Банки развития во многих странах действительно выпускают свои облигации, и их ценные бумаги являются действенным инструментом финансового рынка. Взять, к примеру, Банк развития Казахстана. Этот банк выпускает облигации уже почти десять лет. При этом казахстанский банк рейтингуют Moody's, Standard & Poor’s и Fitch, и это обстоятельство стало залогом того, что бумаги банка пользовались спросом даже со стороны иностранных инвесторов.

У белорусского же Банка развития пока рейтингов нет, а если они даже и появятся, то вряд ли будут выше суверенного рейтинга Беларуси, который рейтинговые агентства несколько раз в прошлом году понижали. Соответственно, привлечь внешнее финансирование за счет выпуска облигаций Банка развития в ближайшем будущем вряд ли получится.

Поэтому рассчитывать остается на внутренних инвесторов.

«Если доходность по облигациям Банка развития будет рыночной, то бумаги могут быть интересны для участников финансового рынка. Однако если доходность по облигациям будет рыночной, а кредитовать госпрограммы Банк развития будет по ставкам ниже рынка, кто будет покрывать эту разницу? Вопрос открытый», — говорит эксперт Naviny.by в финансовых кругах.

Второй сценарий — доходность по облигациям Банка развития будет ниже рыночной. Но кто в таком случае будет покупать эти ценные бумаги?

«Если эти бумаги будут покупать банки, то в чем их интерес? Если же эти облигации будет покупать Нацбанк, то мы выходим на эмиссию, а магистральная дорога, как известно, сегодня другая», — констатирует эксперт Naviny.by в финансовых кругах.

Выкуп Нацбанком облигаций Банка развития в корне противоречит проводимой жесткой денежно-кредитной политике, убежден аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.

«Банку развития следует отбирать наиболее эффективные с коммерческой точки зрения проекты. Тогда можно было бы рассчитывать на выпуск облигаций и привлечение средств инвесторов на финансирование таких проектов. Если же облигации Банка развития будет выкупать Нацбанк, то мы вернемся к денежной эмиссии и связанным с ней финансовым и экономическим рискам», — полагает аналитик.


Лазейка, чтобы вернуться в прошлое

Понятно, что эмиссионный сценарий — это прямая дорога в недавнее прошлое, когда за счет печатного станка экономика обеспечивалась дешевыми деньгами. К политике дорогих денег, которые сегодня присутствуют на рынке, привыкать тяжело.

«У некоторых хозяйственников, чиновников возникают настроения эйфории, успокоенности. Опять начинают идти заявки на всякие программы, стройки, валютоокупаемые они или нет — это отводится на второй план. Опять возникает вопрос о выдаче кредитов (естественно, льготных) через госпрограммы»,сообщил в январе первый заместитель председателя правления Нацбанка Николай Лузгин.

Комментируя ситуацию по просьбе БелаПАН, председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова на недавней пресс-конференции подтвердила, что желание вернуться к дешевым деньгам присутствует у некоторых руководителей.

«Отдельные письма, иногда даже, к сожалению, за подписью председателя райисполкома, поступали. Мы, в свою очередь, пытаемся объяснить, что времена, когда можно было получить кредит и потом не платить за них проценты, больше не вернутся. Горький опыт доказал, что делать этого нельзя», — подчеркнула Ермакова.

Нацбанк настроен решительно и не намерен возвращаться к практике предоставления дешевых денег.

«В 2012 году Национальный банк сохранит проведение жесткой эмиссионной политики и выстроит свою работу с банками по рефинансированию таким образом, чтобы не допустить незапланированной эмиссии», — подчеркнул заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Дубков, выступая на прошлой неделе с докладом перед участниками форума «Рынок капитала Республики Беларусь. Вызовы и возможности».

В Нацбанке «горький опыт» прошлого года хорошо помнят, поэтому там точно не будут инициировать возврат к мягкой денежно-кредитной политике. Чего нельзя сказать о других госорганах. В случае если плановые показатели социально-экономического развития на 2012 году выполняться не будут, на высоком государственном уровне могут не устоять перед искушением простимулировать экономический рост за счет эмиссии.

В этом случае облигации Банка развития, которые могут выступить залоговым обеспечением для привлечения эмиссионных ресурсов, станут своего рода лазейкой для возврата в прошлое, когда страна жила не по средствам и за счет печатного станка обеспечивала устойчивые темпы экономического роста. Девальвационные и инфляционные процессы в 2011 году показали, чем такая политика чревата.

Оценить материал:
Средний балл - 4.86 (всего оценок: 22)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Дураки учатся на своих ошибках, а страдаем мы...!!
  • странно обычно инфляцию считают с помощью Consumer Price Index, CPI вами написанное ни к чему не относится, при чём тут рост доходов в экономике , какие-то коэффициенты проанализируйте экономику Зимбабве
  • Странно. При этом ФРС не выпускает облигаций. Поэтому американцы и купить их не могут. Почитайте о функциях ФРС на сайте. ФРС выкупает облигации Казначейства США (Министерства финансов США). В общем понимания работы финансовой системы США у вас нет.
  • это не американский центральный банк - это независимое федеральное агентство что кстати на сайте ФРС и написано
  • Касательно инфляции. Её уровень обычно принято считать по следующей формуле: Прирост Денег в экономике минус Прирост Доходов экономики, ухоженный на коэффициент прироста денежной массы на 1% роста доходов в экономике. В США коэффициент равен 2/3, у нас возможно 4/3, т.к. производительность раза в 2 меньше. То есть при рентабельности предприятий около 10%, не считая убыточных, инфляция в размере от 20% до 120% обеспечивается ростом денежной массы.
  • В США например банка развития нет. Там есть ФРС - это американский центральный банк. ФРС с помощью облигаций регулирует денежную массу. Продавая облигации - деньги изымаются из экономики, выкупая - денежная масса растёт. Приэтом облигации покупаются наиболее обеспеченной частью американцев. Так как большая часть экономики в США частная, то и государственный внешний долг США не относится к большей части экономики.