Другие материалы рубрики «Финансы»
-
Зарубежный интернет-шопинг белорусов может уйти в тень
Нацбанк изучает технические возможности взимания сбора с покупок белорусов в иностранных интернет-магазинах… -
Беларусь все глубже увязает в российской кредитной «паутине»
В июле Беларусь получит ранее обещанные 760 млн долларов и просит еще 3 миллиарда…
- Белорусы в июне больше продали валюты, чем купили
- Курсы евро и доллара на бирже снизились, российский рубль чуть подрос
- Нацбанк рекомендовал банкам новые уровни ставок по вкладам населения
- Банки обязали регулярно передавать Нацбанку информацию о денежных переводах граждан
- Биржевые торги: основные валюты продолжают рост
- Кладбище белорусских денег
- Инфляция в Беларуси в январе-апреле — почти 6%
- С начала года инфляция в Беларуси составила 4,9%
- С начала года ЗВР Беларуси сократились почти на полмиллиарда долларов
- «Вопрос недели». Готовы ли белорусы к алтыну?
Финансы
Борьба с «тенью» на валютном рынке потребует непопулярных решений
За десять дней после введения 30-процентного налога в стране сформировалось множественность курсов белорусского рубля. Этот процесс уже привел к возникновению черных схем на валютном рынке. По мнению белорусских экономистов, чем дольше нынешняя ситуация сохранится, тем больше валютообменных операций будет осуществляться в «тени».
Prokopovi.ch: на наличном рынке возможны два сценария
После введения 30-процентного сбора ситуация на валютном рынке в последние десять дней формально повторяла 2011 год: появилась множественность курсов, на улицы вышли валютчики, в интернете заработали торговые площадки для неофициальных сделок по обмену валют.
Правда, реакция белорусских властей на зарождение черного наличного рынка оказалась куда более оперативной, нежели в 2011 году. На борьбу с теневыми схемами на наличном рынке были брошены сотрудники госконтроля, УБЭПа, а торговые площадки в байнете, которые предоставляли возможность обменять денежные знаки по неофициальному курсу, были заблокированы.
В частности, несколько дней был заблокирован созданный в 2011 году интернет-ресурс Prokopovi.ch, на котором создана торговая площадка по обмену валют. Основатель интернет-площадки Петр рассказал БелаПАН, что многие белорусские провайдеры закрыли к ресурсу доступ, поэтому Prokopovi.ch на прошлой неделе для белорусских пользователей был недоступен.
На упомянутой торговой площадке можно найти объявления о покупке-продаже иностранной валюты по неофициальному курсу. Правда, администрация ресурса большими буквами предупреждает о том, что среди валютчиков могут быть сотрудники милиции, поэтому валютообменные операции являются небезопасными и могут привести к конфискации иностранной валюты.
«Видно, что сейчас государство не самоустраняется от проблемы, как в прошлый раз (в 2011 году. — БелаПАН), а пытается действовать, причем довольно жестко и, возможно, в какой-то степени даже превентивно», — характеризует ситуацию Петр, основатель проекта Prokopovi.ch.
По его мнению, дальнейшая ситуация на наличном валютном рынке может развиваться по двум сценариям — в зависимости от наличия иностранной валюты в обменных пунктах белорусских банков.
«Если по установившимся курсам можно будет без проблем покупать иностранную валюту, то места для черного рынка будет мало, спрэды не настолько велики, чтобы рисковать. Если же валюты для физлиц в достаточном количестве не будет, покупателям придется идти на черный рынок», — прогнозирует Петр.
По заказу Нацбанка в скором времени в страну должна поступить иностранная валюта на 200 млн. долларов в эквиваленте, поэтому перебоев с СКВ в белорусских обменниках в ближайшее время быть не должно.
С другой стороны, Нацбанк на прошлой неделе поручил банкам увеличить на 25% курс покупки наличной иностранной валюты в обменных пунктах. В результате, разница между курсом продажи долларов (с учетом 30% валютного сбора — 14300-14500 рублей) и курсом покупки (13600-13900) снизилась до 5%. Из-за этой разницы смысла рисковать и идти продавать валюту на черном рынке у населения не будет, считают эксперты.
«На данный момент оснований для массовых операций на теневом сегменте валютного рынка нет. Пятипроцентная разница не создает серьезных стимулов для осуществления таких операций», — полагает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Таким образом, на наличном рынке ситуация более-менее урегулирована. А вот обстановка на биржевом рынке, где валюту покупают юридические лица, сохраняется напряженной.
Наименьшее из зол
Юридические лица могут сегодня продавать доллары только по официальному курсу, который близок к 11 000 белорусских рублей. Причем экспортеры должны это делать в обязательном порядке — с 19 декабря норма обязательной продажи валютной выручки увеличена для экспортеров с 30% до 50%.
Учитывая, что реальный курс доллара сегодня на 30% (с учетом взимаемого валютного сбора) выше официального, экспортеры на обязательной продаже теряют немалые деньги, констатируют белорусские экономисты.
«Половину выручки экспортеры обязаны продать по официальному курсу, рыночный курс на 30% (с учетом валютного сбора) сегодня выше. Таким образом, экспортеры фактически уплачивают 15-процентный налог со всей валютной выручки, продавая половину по официальному курсу», — констатирует директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
В таких условиях, предполагает экономист, предприятия-экспортеры не будут заинтересованы продавать валютную выручку на белорусской бирже.
В этой связи эксперты допускают, что субъекты хозяйствования, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, станут затягивать сроки возврата в страну валютных поступлений.
«У экспортеров существуют стимулы придерживать валютную выручку и избегать ее обязательной продажи на внутреннем рынке», — констатирует Дмитрий Крук.
Одновременно с экспортерами в интересном положении оказались импортеры.
С 20 декабря при покупке иностранной валюты юридические лица обязаны уплачивать 30-процентный валютный сбор. Мало того, как пояснили БелаПАН в Белорусском союзе предпринимателей и Белорусской научно-промышленной ассоциации, этот сбор импортеры не могут закладывать в свои затраты, а обязаны уплачивать с чистой прибыли. Такой способ взимания валютного сбора представители Республиканской конфедерации предпринимательства называют «изуверским».
Таким образом, у импортеров сегодня нет желания покупать иностранную валюту на внутреннем рынке, а у экспортеров отсутствует мотивация ее продавать. И вот тут интересы импортеров и экспортеров могут сойтись… за пределами страны.
В 2011 году, когда в Беларуси наблюдался кризис на валютном рынке, юридические лица, по неофициальной информации, осуществляли валютообменные операции за пределами Беларуси, и сейчас эти схемы могут быть реанимированы, предполагают эксперты.
«Если 30-процентный сбор сохранится на длительном промежутке времени, эти схемы могут интенсифицироваться», — считает Дмитрий Крук.
Белорусский бизнес говорит сегодня о том, что предприятия несут значительные потери (выплачивая 30-процентный валютный сбор за счет прибыли) в связи с множественностью курсов на валютном рынке, и сигнализируют, что ситуацию необходимо срочно урегулировать.
«В реальном секторе наблюдается сегодня растерянность. Мы провели анкетирование предприятий нашего союза и видим, что самое простое сегодня для субъектов хозяйствования — остановится, ничего не делать, распустить работников на новогодние каникулы и ожидать дальнейшего развития событий», — рассказал БелаПАН председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.
В письме, которое на прошлой неделе шесть белорусских бизнес-ассоциаций направили вице-премьеру Петру Прокоповичу, предлагалось с 1 января 2015 года провести официальную девальвацию и выйти на единый курс белорусского рубля. Правда, сегодня, после субботней отставки белорусского правительства, Прокопович уже не вице-премьер.
Однако дело даже не в персоналиях. Всем понятно, что выйти на единый курс белорусского рубля можно только один способом — путем объявления официальной девальвации национальной валюты, а это непопулярное решение. В год выборов идти на такие шаги сложно. Но без них множественность курсов рубля может сохраниться в стране надолго, теневой сегмент валютного рынка станет разрастаться, а это уже будет повторение 2011 года.
Так что девальвация — наименьшее из зол, которое предстоит выбрать. Чтобы год выборов ничто другое не испортило…
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева