Мнения других авторов
- 30.03 // 12:45 Игорь Драко. СТРАСТИ. Бабий бунт, или Подиум для кандидаток // Статья
- 29.03 // 12:54 Владимир Подгол. МЕЖДУ СТРОК. Брюсу Бакнеллу — мы помним Будапештский меморандум. А вы? // Статья
- 28.03 // 12:46 Рыгор Кастусёў. ЛІНІЯ ФРОНТУ. Як інвестыцыі закапваюцца ў зямлю // Статья
- 27.03 // 12:38 Анна Красулина. ТАЛАКА. Как реформировать энергетику Беларуси и избежать войны // Статья
- 26.03 // 15:22 Андрей Дмитриев. ПРАВДА. Мечты Лукашенко и реальность // Статья
Другие Мнения этого автора
- 08.06 // 13:33 Стась Ивашкевич. РАСПУТЬЕ. Зачем России вторые полтрубы // Статья
- 25.05 // 12:55 Стась Ивашкевич. РАСПУТЬЕ. Зачем Лукашенко поехал в Казахстан? // Статья
- 12.05 // 12:56 Стась Ивашкевич. РАСПУТЬЕ. Почему правительство тянет с реформами // Статья
- 28.04 // 12:47 Стась Ивашкевич. РАСПУТЬЕ. Ликвидация «зайчика» // Статья
- 13.04 // 12:12 Стась Ивашкевич. РАСПУТЬЕ. Мандаты власти // Статья
Мнение
Стась Ивашкевич. РАСПУТЬЕ. Экономика после выборов: не того боимся
Стась Ивашкевич. Экономический обозреватель. Работал региональным аналитиком рынка и менеджером в отделе развития консалтинговых продуктов в европейских консалтинговых агентствах Euromonitor International Plc i Marcus Evans Plc. По приглашению Нью-Йоркского университета в Праге читал лекции о вступлении России в ВТО. |
«Страшилки»
Пессимистичные прогнозы независимых центров экономических исследований оценивают рост потребительских цен в 2011 году в 15%. Другие ограничивают его 10% . Примерно так же оценивается возможная глубина падения белорусского рубля. И для такого оптимизма имеется ряд причин.
Во-первых, нынешнее инфляционное и девальвационное давление является в немалой степени результатом ожидания этих самых явлений. Если опасения новогоднего сюрприза в виде девальвации не случится (а это маловероятно), то внутренний спрос на валюту несколько нормализируется, равно как и спадет покупательская истерия.
Расширяются возможности внешнего заимствования на фондовых рынках, причём не только у государства, но и у банков, а в перспективе – и у отдельных предприятий. Не нужно забывать о возможности макроэкономической помощи от ЕС, на крайний случай, продажи "валютных коров" типа "Беларуськалия".
Но главным образом надежды возлагаются на новую программу сотрудничества с МВФ. В наличии доброй воли Фонда сомневаться не приходится. В предыдущей программе стэнд-бай Минск проявил себя отличником не только на фоне «безалаберной» Украины, но и Греции.
Вероятность того, что МВФ не будет настаивать на резкой девальвации белорусского рубля, как в прошлый раз, довольно велика. Во-первых, возможностей удерживать курс рубля у Беларуси сейчас больше, чем в прошлом году. С другой стороны, обесценивание валюты и последующий отток рублёвых банковских депозитов населения представляют гораздо более серьёзную угрозу для экономики – чреваты кризисом банковской системы.
Рецепт
Правда, исправлять вред, который «предвыборная раздача» нанесла конкурентоспособности белорусских предприятий, будет необходимо. И здесь МВФ, скорее всего, предложит те же инструменты, что и Греции или Ирландии, для которых девальвация также является затруднительной, хоть и по другим причинам.
Стратегия эта заключается в урезании бюджетных расходов. В первую очередь, путём сокращения избыточных трудовых ресурсов на государственных предприятиях.
Казалось бы, политически такое решение ещё менее приемлемо для нынешней власти, чем девальвация. На самом же деле оно уже давно принято. В частности, эти планы красной нитью проходят через весь проект социально-экономического развития на следующую пятилетку, озвученный на завершившемся вчера Всебелорусском собрании.
Главный акцент делается на "повышение эффективности использования трудовых ресурсов", "повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров", "создании системы социального страхования населения от безработицы", "повышении социальной ответственности за результаты своего труда".
Согласно последней версии директивы №4, пособия по безработице планируется увеличить до $120 в месяц.
Докладчик в своём многочасовом выступлении дополнил положения программы многочисленными примерами («вакансий – больше, чем работников, но просто так не возьмут – нужно переучиваться»).
Таким образом, у нынешнего правительства, несмотря на обвинения в зацикленности на сиюминутных трудностях, определённое видение долгосрочного развития есть.
Лукашенко: I have a vision
«В предстоящем пятилетии предусматривается переход от экономики директив к экономике инноваций, основанной на деловой инициативе, личной заинтересованности в создании и повсеместном внедрении новых технологий и производств... путём создания стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности.., формирования благоприятного бизнес–климата».
Программа Я. Романчука под заглавием "Создаем новое, сохраняя лучшее"? Нет, это — проект основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.
Отсеивая пафос и технократические термины, простым языком экономическую стратегию Минска можно описать так.
Повысить конкурентоспособность государственных предпиятий за счёт увольнения части работников, которые, однако, по расчетам правительства, незамедлительно вольются в ряды малого и среднего бизнеса, а также заполнят рабочие места на «инновационных предприятиях», созданных «в том числе при участии иностранных инвестиций».
Опять аналогии с программой "Миллион новых рабочих мест"? Экономические платформы власти и оппозиции на этих выборах действительно перепутать немудрено.
На бумаге всё выглядит неплохо и у тех, и у других. Вот только теория, как говорится, суха, а с теми же инвесторами, к примеру, получается пока не ахти как.
Doing business в рыночном социализме
В ответ на обещания исключительного содействия со стороны власти заграничные инвесторы, как правило, отмалчиваются. Общий посыл: сделайте, мол, сначала удобные и прозрачные правила для собственного бизнеса, тогда и мы поверим в перспективность вложений.
А тем временем, несмотря на рывок в рейтинге Всемирного банка Doing Business 2010 по ключевым параметрам — защита инвестиций и налогообложение, — Беларусь, наоборот, свои позиции сдала. Да и пробная приватизация пятёрки предприятий, организованная согласно требованиям МВФ закончилась, как известно, нулевым результатом.
Но и здесь всё не так просто. Медленные темпы реформ на сегодняшний день имеют и стратегические причины.
Чем занимались до сих пор
Безоглядная либерализация предпринимательства в переходной экономике несёт для неё опасность, которая может оказаться фатальной (по крайней мере, для реформаторского правительства) раньше, чем рыночные блага начнут приносить ощутимую отдачу. Ведь первое, за что берётся частный бизнес, — это выкачивание денег из неповоротливых конкурентов государственной промышленности. Вспомним, чем закончилось кооперативное движение для СССР, о безвременной кончине которого любит посетовать руководитель Беларуси.
Таким образом, прежде чем спускать маховик реальных рыночных реформ, Минску необходимо было обеспечить решение как минимум двух задач.
Во-первых, — возможность реструктуризации государственной промышленности, в частности, за счёт сокращений работников. Перед выборами это было, по понятным причинам, невозможно. Вероятно, поэтому и долгожданная директива №4 до сих пор не была извлечена на свет.
Во-вторых, – проделать предварительную работу по подготовке приватизации. Главным образом по этой причине либерализация началась со второстепенных реформ, политических договорённостей и международного маркетинга.
Несмотря на очевидную необходимость названных преобразований, неизвестно, когда бы белорусское руководство на них решилось (и решилось ли бы вообще), если бы не последний и окончательный фактор.
Рубикон перейдён
Эти процессы уже, по большому счёту, не во власти Минска. Завтра Александр Лукашенко вылетает в Москву подписывать соглашения по Единому Экономическому пространству. Первая четвёрка согласованных документов включает в себя следующие пакеты:
1. Соглашение о согласованной макроэкономической политике
3. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции
4. Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий
5. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства
Тексты соглашений не публикуются, но в общих чертах их смысл не является секретом. По сравнению с Беларусью, промышленные и сельскохозяйственные субсидии в России и Казахстане мизерны, не говоря о налоговом регулировании бизнеса (практическое применение – особый вопрос).
По всей видимости, Минск даст письменное обязательство об ускоренном реформировании экономики не только до возобновления программы МВФ, но ещё и до выборов.
Таким образом, для тех, кто гадает о послевыборном будущем, у меня есть и хорошие новости, и плохие.
Начнём с хороших. Реальная либерализация делового климата, по всей вероятности, — вопрос ближайшего года. За выполнением необходимых шагов проследят не только ЕС с МВФ — в рамках кредитных программ, но и Россия — в рамках ЕЭП и в качестве условия возвращения поставок беспошлинной нефти.
Ещё одна хорошая новость в том, что вряд ли в ближайшем будущем стоит опасаться слова на "Д".
Зато — а это уже плохая новость — стоит бояться слова на "Б" — безработицы. Ведь плавное перетекание работников с насиженных мест на новые («инновационные») будет зависеть от успехов правительства в привлечении инвестиций и эффективного управления экономикой по рыночным правилам. А практического опыта на этом поприще не хватает пока как действующему руководителю государства, ни иным претендентам на пост президента.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Последние Комментарии