Мнения других авторов
- 25.03 // 19:17 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Чиновники-башмаки // Статья
- 25.03 // 11:53 Таццяна Караткевіч. НАРОДНЫ РЭФЕРЭНДУМ. Воля да Волі // Статья
- 25.03 // 08:29 Уладзімір Някляеў. ПРАЎДА. Шлях Волі // Статья
- 24.03 // 19:02 Алег Гайдукевіч. ДЗЕНЬ ВОЛІ. Ад БНР да Незалежнай Беларускай Дзяржавы // Статья
- 24.03 // 12:52 Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Крабий бюджет // Статья
Другие Мнения этого автора
- 25.03 // 19:17 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Чиновники-башмаки // Статья
- 18.03 // 19:00 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Подготовка к жесткой посадке // Статья
- 12.03 // 12:57 Ярослав Романчук. СИСТЕМА. Клиника Минздрава // Статья
- 04.03 // 18:49 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Очень тревожный звонок // Статья
- 25.02 // 18:52 Ярослав Романчук. СИСТЕМА. Токсикация доверия // Статья
Мнение
Ярослав Романчук. КРИЗИС. Директива № 4 как тест для Мясниковича
Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года – заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 19 декабря 2010 года. |
Директиву № 4 о либерализации ждали долго. На этапе согласования она обросла слухами и домыслами. Долгожданный в предпринимательской среде документ подоспел как раз к новогоднему столу. 31 декабря 2010 года А. Лукашенко подписал директиву № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Слово «либерализация» в названии не попало, но дух предпринимательской свободы в ней, безусловно, присутствует. Основная задача нового премьера страны Михаила Мясниковича будет заключаться как раз в том, чтобы этот дух стал законодательной плотью.
Естественные союзники нового премьера
Трудно найти в Беларуси человека более искушенного в знании инструментов и механизмов госуправления, специфики коридоров национальной номенклатуры, чем Михаил Мясникович. Впервые на таком уровне его знания и умения нужно использовать не для лоббирования некой коммерческой структуры или организации, а направить на качественное изменение делового климата для всех. Те, кто традиционно был сторонником по кулуарным договоренностям, совсем не обязательно будет союзником в выполнении задачи по вхождению Беларуси в топ-30 стран мира по качеству делового климата. Именно такая задача стоит перед новым премьером. Нужны новые союзники, альянсы и партнеры. В первую очередь, речь идет о деловом сообществе.
Национальная платформа бизнеса Беларуси (НПБ) и ее авторы являются естественными союзниками премьера М. Мясниковича. Именно с их подачи власти приняли задачу радикально улучшить деловой климат и раскрепостить предпринимательскую инициативу. Именно они сформулировали предложения по правам собственности, сертификации, лицензированию, либерализации торговли, снижению налоговой нагрузки и штрафов. Именно НПБ стала основным источником идей и предложений для Директивы № 4. Однако белорусский бизнес не работает ни по НПБ, ни по Директиве. Эти два документа были приняты разными структурами, но общее у них то, что они являются набором благих пожеланий. В случае с Платформой – пожеланий бизнес сообщества, во втором – А. Лукашенко.
Премьер: распределитель или реформатор?
Начался этап законодательных интерпретаций желаний предпринимателей и главы государства. Главным интерпретатором назначен М. Мясникович. Он тонко чувствует настроения верхушки. Он не понаслышке знаком с проблемами бизнеса. Ему, вероятно, уже доложили о состоянии государственных финансов, платежного баланса, угрожающей задолженности и экспортном потенциале. Неизвестно какие стратегические приоритеты выберет новый премьер. Возможно, он как заправский госплановец будет гнать валовые показатели. То, что он критически высказался в отношении программы четвертой пятилетки, позволяет сформировать осторожный оптимизм. У М. Мясниковича просто нет возможностей оставаться просто премьером-распределителем. Обстоятельства и состояние национальной экономики будут вынуждать его становиться реформатором.
Правда, открытым остается вопрос, каким именно реформатором он будет: а-ля Бальцерович или а-ля Черномырдин. Первый вошел в историю как один из самых успешных рыночников, строителей нового. Второй прикрывал беспрецедентный по масштабам «дербан» собственности и беззаконие, которые, в конечном счете, привели к дефолту 1998 года. Вполне возможно, что М. Мясникович будет вынужден действовать как российский премьер Евгений Примаков, которого в свое время бросили закрывать бреши в российской экономике в постдефолтный период. И его действия показали, что коммунист-разведчик оказался самым либеральным премьером России лихих 1990-ых.
Главный ресурс новой власти: не мешать!
Беларусь не накопила запасов «жирка», чтобы в 2011-2012 годах не трогать институты госплановой, во многом совковой экономики. Она слишком затратна, неконкурентоспособна и неэффективна. Традиционность и консерватизм в белорусской социалистической экономике грозят стагфляцией (стагнация + инфляция), девальвацией, накоплением долгов и убытков, дальнейшим ростом «замороженных» инвестиционных ресурсов в объектах незавершенного строительства и складских запасах.
С опасением смотрит на грядущий год жилищно-коммунальный сектор. М. Мясникович некогда им руководил и прекрасно понимает, что будет, если тарифы долго удерживать на уровне 30-35% от себестоимости. С другой стороны, подпирает социалка и обещания зарплаты уже в этом году на уровне $600. Даже на пару с получившим мандат главного банкира страны до 2016 года Петром Прокоповичем эту задачу не выполнишь. Ведь Нацбанк печатает у нас не доллары/евро, а белорусские рубли. Мыслительные процессы нового премьера и нового старого главы Нацбанка наверняка подтолкнет резкое сокращение золотовалютных резервов, особенно в конце года. За 2010 год они сократились почти на $622млн. при обещанном росте на $0,5-1,83млрд.
В такой ситуации логично было бы дать сотням тысяч предпринимателей и представителей малого бизнеса то, что им больше всего нужно – экономическую свободу и защиту прав собственности. Заметим, что белорусский бизнес, по крайней мере малый и ИП, не требуют бюджетных дотаций, дешевых кредитов или защиты от иностранцев. Он просит всего лишь ему не мешать. Вот этот ресурс экономического роста белорусскими властями еще ни разу не использовался. Его предоставление предпринимателям не усугубит дефицит бюджета, не ухудшит платежный баланс и не ослабит платежную дисциплину. По сути дела, белорусскому бизнесу нужно дать то, что в нашей стране бесхозно валяется под ногами и что в десятках других стран великолепно сработало. Грубо говоря, нужно одно: не мешать. Laissez-faire!
Сила интерпретаций
М. Мясникович взял на себя большую ответственность интерпретатора директивы № 4. За три месяца он на пару с П. Прокоповичем должны разработать и утвердить план мероприятий по реализации этого документа. Это первый серьезный тест для нового премьера. План мероприятий – это еще не набор постановлений, указов и законов. Тем не менее, направление мысли нового правительства станет очевидным. Если будет взят курс на рынок, то М. Мясникович должен будет убедить всю номенклатурную рать и Александра Лукашенко занять четкую позицию по целому ряду двусмысленных вопросов. Противоречий в тексте директивы предостаточно.
С одной стороны, директива призывает «исключить вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования», с другой — планируется сохранить государственное регулирование цен на социально значимые товары. Спор по поводу списка этих самых товаров разгорится нешуточный. Здесь к месту вспомнить, что цены на хлебобулочные, мясные и молочные товары, а также большинство товаров для детей выше мировых. И это - при наличии административных ограничений! М. Мясниковичу логично было бы вообще выступить против наличия в белорусских законах формулировки «социально значимые товары». Посмотрим, отважится ли он на это или, по крайней мере, предложит ли сузить этот перечень до минимума.
Директива говорит о необходимости «гарантировать необратимость приватизации государственного имущества при условии соблюдения субъектом приватизации требований законодательства». В Беларуси такое несовершенное законодательство по приватизации, такая слабая система защиты прав собственности, что никакие гарантии, тем более в директивах, никого не убедят. Не успели высохнуть чернила на тексте директивы № 4, как появился указ президента № 2 от 3.01.11, который позволил концерну «Беллесбумпром» вопиющим образом вмешиваться в дела не имеющей ни одной акции государства ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев». Это своеобразная интерпретация нового подхода к гарантиям прав собственности. А ведь в директиве указано на то, что требуется «принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности». При наличии таких «серьезных» правовых практик можно себе представить, какой передел собственности может начаться под прикрытием директив и указов…
М. Мясникович должен будет прояснить бизнесу свое понимание слов «кардинально» и «радикально». Директива призывает именно кардинально «сократить количество административных процедур». А еще — радикально «сократить финансовую отчетность». Кроме того, новый премьер должен поделиться с нами своим представлением о «гармонизации», ведь директива направляет нашу налоговую систему на гармонизацию с «действующими в европейских странах».
Серьезно поломать голову придется новому премьеру и в налоговой сфере. Дело в том, что большинство стран Европейского Союза страдают именно по причине вредных налоговых систем. Высокие налоги, сложное администрирование, большие дефициты бюджетов и опасный уровень долга – вот что такое европейская фискальная политика. Не дай бог нам гармонизировать нашу с европейской - в результате мы получим то, что получила формально Россия, скопировав европейскую налоговую систему.
Призыв к гармонизации белорусской налоговой системы с Европой – это самая большая ошибка директивы № 4. Далеко не все то, что европейское, эффективно и качественно. М. Мясникович должен будет еще раз с карандашом в руке перечитать директиву и программу четвертой пятилетки и отказаться от того, что было туда включено исключительно по предвыборным, политическим соображениям.
Так или иначе, опытному номенклатурщику Михаилу Мясниковичу и не менее заслуженному перед белорусской Вертикалью Петру Прокоповичу предстоит нелегкая личностная и профессиональная ломка. Им выпало руководить в эпоху перемен. Причем руководить опосредованно, через личные решения А. Лукашенко. Это как раз то время, когда можно войти в историю. Победителем кризиса в лучах народной славы - или же побежденным, «погребенным заживо» коррупционными делами и лоббистскими сговорами.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Последние Комментарии