Мнения других авторов
- 22.03 // 13:47 Алесь Мікус. ПРАЕКЦЫІ. Як дзеці. Как дети // Статья
- 21.03 // 12:20 Владимир Подгол. МЕЖДУ СТРОК. Спровоцируют ли кровавый майдан на День Воли? // Статья
- 20.03 // 16:52 Алла Бобкова. ПОЛЕМИКА. Белорусское кино: было, будет ли? // Статья
- 19.03 // 14:16 Марат Афанасьев. ТАЛАКА. Платим двойной тариф и двойные налоги. Как это сделано? // Статья
- 18.03 // 19:00 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Подготовка к жесткой посадке // Статья
Другие Мнения этого автора
- 18.03 // 19:00 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Подготовка к жесткой посадке // Статья
- 12.03 // 12:57 Ярослав Романчук. СИСТЕМА. Клиника Минздрава // Статья
- 04.03 // 18:49 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Очень тревожный звонок // Статья
- 25.02 // 18:52 Ярослав Романчук. СИСТЕМА. Токсикация доверия // Статья
- 18.02 // 13:24 Ярослав Романчук. КРИЗИС. Пятьдесят оттенков серого белорусской экономики // Статья
Мнение
Ярослав Романчук. СПЛОЧЕНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ. О ценности жизни и валютных пустяках
Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года – заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года. |
Наш поезд остановился на станции «Площадь Победы». Я подумал, что-то сломалось. Или, не дай бог, кто-то под поезд бросился на «Октябрьской». С трудом втолкнулись в маршрутку, но даже до Октябрьской площади не доехали. Вой сирен, скорые, пожарные, милиция с мигалками — тревожность электризовала воздух.
Вышли возле Дворца профсоюзов и пошли по направлению к ГУМу. По мере приближения к выходу из станции метро «Октябрьская» волосы начинали шевелиться, глаза расширялись, во рту пересохло. Окровавленные люди. Одни неподвижные, безжизненные. Истерические крики. Суета. Пропитанные кровью повязки прикрывали места, где были ноги. Ужас и недоумение в глазах людей. Они помогают друг другу, стараются не мешать врачам и МЧС. Едкий дым и запах гари из метро. Чувство нереальности. Как будто кино снимают. Про Россию или Израиль. Но у нас ТАКОЕ? Не верил, пока не узнал больше. Больше можно было узнать позже.
В начале седьмого вечера 11 апреля не мог даже представить себе масштаба трагедии. Люди в шоке. Через горло не проходило слово «теракт». Говорили о взрыве газа, о выходе из строя некой техники. Мозги отказывались думать, что это был террористический акт. Значит, в самом сердце Минска завелся террорист/ы. Значит, он/и задумал/и кровавый Акт. Акт возмездия? Устрашения? Отвлечения? Значит, Беларусь уже стала горячей точкой? За что нам такое? Кто накликал беду на нашу толерантную, мирную землю?
Версии о террористах накатывались одна за другой. Их набор говорит о расколе в обществе, о конфликтах в стране, о кризисе доверия между белорусами, о недоверии Беларуси к соседям. В атмосфере нервозности и изоляции меньшинства от общественного диалога могут появиться сумасшедшие одиночки-мстители. Вспомним фильм «V — значит вендетта». У них свое представление о справедливости. Они сами выносят приговор и исполняют его. Безумцы, одержимые своей высокой миссией, способны на многое. Для них смерть десятков невинных людей — ничто по сравнению с высшей справедливостью. Запугать, посеять страх и панику, заставить власть совершать безумные вещи или просто привлечь внимание к себе, неуловимому злодею — никто не может залезть в голову террористам-одиночкам. Чем выше градус недоверия в обществе, тем выше вероятность клонирования террористов-одиночек. Однако эту версию мало кто рассматривает.
Разделенное белорусское общество рождает три самые популярные версии. Каждая из них основана на том, что определенным силам плевать на жизнь людей для достижения своих целей. Мозг отказывается в это верить. Наверно, я все еще слишком хорошо думаю про людей. Одни говорят: «Это разборки внутри силовых структур Беларуси». Чтобы уволить или посадить одного, пусть даже самого высокого начальника, неужели надо убивать десяток невинных людей? Еще более неправдоподобной звучит версия о том, что кто-то из власти сделал это, чтобы отвлечь внимание белорусов от девальвации, инфляции и растущих, как ком, экономических проблем. Могу допустить, что отдельные люди во власти жадные, коррумпированные, авторитарные, но чтобы замахнуться на жизни невинных людей и окропить их кровью свои гнусные планы… Ради нового курса доллара, новых цен или тарифов — не могу поверить.
На другом фланге общества самая популярная другая версия. Некие анархисты/националисты/оппозиционеры решили отомстить властям за 19 декабря 2010 года. Они хотят не допустить аншлюса Беларуси Россией, напомнить империалистам о партизанском характере белорусов, про окопы и землянки, в которых могут уйти тысячи патриотов страны, если вдруг независимой Беларуси не станет. Не менее абсурдная и неправдоподобная версия. Убивать десятки невинных белорусов, чтобы отомстить за Площадь, тюрьму для оппозиционеров и поруганную свободу слова — так бы сделал Че Гевара или другой преступник такого плана, но не европейские белорусы.
И среди первой, и среди второй групп общества проскальзывает версия о том, что это может быть делом неких внешних спецслужб. Дискредитация власти, предупреждение А.Лукашенко, дестабилизация общества, нагнетание чувства страха и недоверия людей к власти, возмездие за срыв договоренностей — высказываются самые разные мотивы неких загадочных, всемогущих иностранных спецслужб. Мол, это они хотят лишить нас независимости, заставить пойти на Восток/Запад. Воображение рисует чудовищ, которые питаются шпионскими романами и фильмами и верой в теорию заговора.
Мы ждем быстрого, объективного расследования кровавого преступления против белорусов и Беларуси. В обществе нет доверия белорусским силовым структурам. Это надо признать. Значит, нужно делать совместное расследование с российскими, израильскими и европейскими специалистами. Чтобы ни у кого не было даже тени подозрения в том, что кто-то что-то скрывает. Это первое.
Второе. Беларуси, как воздух, нужно сплочение. Знак свыше: «Не делите белорусов на своих и чужих. Выпустите всех из тюрьмы. Начните общественный диалог. Попросите прощения у без вины наказанных и осужденных». Нет проблем важнее, чем сохранение жизни людей. Ради этого нужно забыть про амбиции и обиды, начать договариваться. Иначе этот одиночный теракт может разжечь больное воображение и амбиции других человеконенавистников. Особенно в ситуации углубляющегося экономического кризиса.
Третье. Беларуси нужно покаяние и очищение. Покаяние перед теми, кто погиб и пострадал во время теракта, кто сидел в тюрьме за свои убеждения, кого «клевали» за то, что он другой и смеет высказать свою точку зрения. Очищение от тех, кому жизнь и судьбы людей — это мусор, кто делает себе карьеру/состояние/репутацию на крови, лжи и несчастьях других.
Теракт и белорусская трагедия 11 апреля дает нам шанс. Еще один шанс. Упустим его — будем соучастниками/пособниками будущих преступлений. Когда ты был за три минуты до бомбы по дороге в Храм, ты не можешь не думать о знаках свыше. Думаю. Понимаю, насколько хрупкой и непредсказуемой является наша жизнь. Вне зависимости от должности и материального положения.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Последние Комментарии