Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Игорь Драко. СТРАСТИ. Инфантильная дочь деспотичной матери


Игорь Драко

Игорь Драко. Родился в Фергане (Узбекистан), в школу ходил в Ивье (Гродненская область), окончил Санкт-Петербургский университет (Россия). Гражданин Республики Беларусь, которому почему-то не дают эфир на БТ. Любит читать, слушать, смотреть, писать и говорить, но не верит, что в споре рождается истина, поэтому предпочитает беседу.

Последний визит Дмитрия Медведева в Беларусь, в ходе которого он пожурил белорусское руководство за то, что то гонит в Европу нефтепродукты под видом растворителей, что не хочет продавать «Беларуськалий», что притормаживает процесс объединения МАЗа и КамАЗа, что не проводит экономические реформы и не спешит с приватизацией (а вместо этого просто ждет очередной транш кредита), дал мне повод снова поразмышлять о белорусско-российских «семейных» отношениях во фрейдистском ключе.


Взрослый ребенок

Когда-то я был знаком с одной дамой за 45, которая буквально билась в истерике и ругалась самыми неприличными словами, когда ее мать не хотела ей что-то покупать. Я был свидетелем одного из таких эпизодов и тогда подумал, что дама так себя вела по той причине, что была выпившей (мы что-то вместе отмечали). Но позже я узнал от ее дочери, что мать частенько так терроризирует бабушку. Инфантилизм в пятьдесят лет!..

До той поры (самому чуть больше двадцати было) я такого не встречал, поэтому задал девушке несколько вопросов о молодости ее матери. Ответы я получил короткие и, как говорится, «по существу». Женщину испортили родители, исполняя едва ли не каждый ее каприз. А почему она была капризной? Потому что мать хотела всегда присутствовать в ее жизни — понятно, что исходя из самых альтруистических мотивов (в таких случаях матери именно так отстаивают свою позицию).

Своим плохим поведением девица — возможно, даже не осознавая того, — хотела вырваться из-под материнской опеки (отец в этой истории был только посредником), а мать была уверена, что отпускать дочь нельзя, иначе та наделает еще больше глупостей. Потом дочка вышла замуж, и мать, конечно же, продолжила обозначать свое присутствие в ее судьбе, да еще так настойчиво, что дочь, сражаясь с материнским влиянием, испортила жизнь и мужу.

Интересно, что чужой человек, не знавший всех этих психологических тонкостей, не мог бы сказать ничего дурного в адрес матери: она же помогает молодым (а позднее и не очень молодым), причем деньгами, а не советами — и чего дочь с ней ругается (кстати, мать и сама всегда подчеркивала факт такой помощи и лезла с ней даже тогда, когда в этом не было необходимости).

Если же оставить этот конкретный пример, то можно констатировать следующее: хуже деспотичного отца только деспотичная мать. Деспотичный отец заставляет сына или дочь вести себя так, как он считает правильным, и конфликт здесь очевиден: не исполняешь мои требования — пошел (или пошла) вон из дома. Деспотичная мать действует иначе: она только на словах требует выполнения каких-то собственных приказаний, так как главным для нее выступает не исполнение дочерью (или сыном) этих приказаний, а то, чтобы они бесконечно находились в близком контакте в связи с приказания или без них.

Для деспотичной матери случайная беременность незамужней дочери с ее реакцией «Ах, что скажут знакомые и соседи!» — это тот случай, когда она сможет продемонстрировать всю свою властность. Подходит любой вариант выруливания из ситуации. Решает дочь делать аборт — мать сама ищет лучшую клинику и все время, до аборта и после него, поддерживает несостоявшуюся мать. Решила дочь рожать — «Молодец! Я уже готова быть бабушкой. Не переживай, что он не хочет жениться, ребенок немного подрастет — найдешь другого. А хочешь, у отца друг работает в областной прокуратуре, мы заставим этого проходимца жениться на тебе. Не хочешь?.. Ну, и правильно. Ай, ты моя дочушка!..»

Деспотичная мать не устанавливает нормы поведения дочери, она устанавливает нормы отношений между собой и дочерью, по которым дочь должна чувствовать себя виноватой перед матерью и, соответственно, благодарной ей. И совсем не важно, какие слова произносит дочь во время споров и ссор с матерью. От дочерних оскорблений мать может театрально схватиться за голову или приложить ладонь к груди, за которой спрятано сердце, она даже может закричать, что отречется от дочери, если та еще раз скажет нечто подобное, но весь этот спектакль ей нужен только для примирения, после которого ее власть над дочерью останется такой же сильной или многократно усилится.


Семья: дочь Беларусь и мать Россия

Понятно, что напрямую переводить семейные отношения на отношения между странами нельзя. Но я позволяю себе делать это на том основании, что все скандалы между Беларусью и Россией не выглядят как вопросы, которые можно решать в рамках подписанных соглашений. Соглашения, несмотря на то, что их кто-то подписывает, сами по себе не имеют психологических характеристик. Мы же в газпромовских и белтрансгазовских трубах, в нефти и нефтепродуктах, молоке, мясе и калийных удобрениях обнаруживаем не только стоимостное содержание, но и личностное. Именно поэтому моя аналогия не такая уж и натянутая (еще сорок лет назад неглупые люди обнаружили непосредственную связь между фрейдизмом и марксизмом, то есть, между желанием и экономикой).

И что же делать в такой ситуации как дочери, так и стране, если им не хочется терпеть такое положение?

Как-то я готовил статью для педагогического сборника и высказал в ней следующую мысль. Чтобы избежать таких отношений с деспотичными родителями (все равно, с матерью или отцом), неплохо было бы взять в качестве ориентира для своего поведения «американскую мечту».

Вот исполнилось, скажем, восемнадцать лет — все, спасибо, родители, что родили и вырастили, а теперь я оправляюсь в самостоятельное плавание.

Я говорю про идеал, поэтому не стоит цепляться к годам: мол, в наше время без определенной помощи в таком возрасте… и т.д. Тут важна сама установка, а не конкретный побег из родительского дома. И еще не менее важный момент: уходить надо не с целью вернуться и показать, как у тебя все прекрасно получилось, уходить надо для себя, для приобретения душевной и интеллектуальной мощи, а не для срывания аплодисментов при будущей встрече с завистливыми глазами недоброжелателей и тех, кто тебя невысоко оценивал.

Но сделать такой шаг в самостоятельную жизнь или, иначе говоря, преодолеть инфантилизм можно только в том случае, если найдутся силы отказаться от определенного набора удобств, которыми тебя со всеми твоими недостатками, потому что ты ребенок, обеспечивает семья.

Повторюсь: деспотичный отец может выгнать из дома, если ты не делаешь того, что он требует; деспотичная мать будет держать тебя около себя до самой ее смерти (а то и удушит в своих объятиях, и ты сыграешь в ящик раньше ее).


Выбор в пользу сиротства

Таким образом, если бы Россия выступала в роли отца, то мы бы уже давно жили с ней как соседи, которые в своем сосуществовании руководствуются необходимыми моральными правилами и прописанными законами и соглашениями. Но Россия — это деспотичная мать (настаиваю, что слово «деспотичная» тут употребляется исключительно в описанной выше коннотации и не имеет отношения к тому его употреблению, когда говорят об «азиатских» или «восточных» порядках в России). Поэтому как бы себя ни вела инфантильная дочь Беларусь, никакого разрушения «семьи» не произойдет. Единственный выход для дочери, если она на самом деле жаждет самостоятельности, это — прощание с инфантилизмом.

Деспотичная мать не гонит — дочери нужно уходить самой. И как можно скорее. Но, скажу еще раз, не ради того, чтобы что-то доказать матери или, упаси Господь, отомстить ей некоторым образом (например, быстрым созданием транзитного союза с соседними странами). Месть не придает сил. Полагаясь на месть, ты попадаешь в ту же ловушку зависимости.

Прощание с деспотичной матерью предполагает еще одно ограничение: не искать новых родителей. Ни мать, ни отца. Иначе новые «хорошие» отец Европарламент и мать Еврокомиссия скоро скажут: «Дочурка, ты слишком много свиней разводишь и огурцы растишь не такой формы. Есть же нормы. Пожалуйста, придерживайся их. Теперь ты в нашей большой семье, поэтому должна выполнять наши правила, нравятся они тебе или нет».

Посему ориентир — политическое сиротство. Человек-сирота, который сам себя обеспечивает, — такой же гражданин, как и дети, у которых есть родители. Страна-сирота, по нормам международного права, — такая же страна, как и несиротские страны Евросоюза или Таможенного союза России и Казахстана.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.53 (всего оценок: 38)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Политическое сиротство - самостоятельность. Где взять деньги на самостоятельность? Где взять деньги на оплату за энергоносители по полгой цене, предложенной Россией? Как их заработать? Об этом надо писать. Писать не общими фразами, а расписывать детально и понятно для всех.
  • Слышала , что сиротам БОГ помогает больше чем остальным .
  • А там написано, какой Вы счастливый, что для Вас не надо ехать в Россию, в Украину или Литву, Польшу на микротопливовозе чтобы заработать 10 баксов. А сиротки от совковой идеологии это приходится делать. Кушать то хочется, а с СБ или БТ сыт не будешь, как некоторые, а, возможно, и Вы.
  • И не лень такую тягомотину писать? Что хотел сказать автор статьи? Непонятно.
  • главный политический сирота Европы - Швейцария. Ни НАТО, ни ЕВРОСОЮЗА, ни ЕВРО, ни ШЕНГЕНА.
  • { Единственный выход для дочери, если она на самом деле жаждет самостоятельности, это — прощание с инфантилизмом. } В случае с РБ, это, увы, не прокатывает. Здесь не строптивая дочь, здесь синдром сына с неизвестным отцом. Господи, какие анналы КГБ раскроют, наконец, тайну рождения Властьвсепредержащего. Негоже электорату не ведать о своём мистере "Х"... Если что, то всадите за кадром арию: "Устал я греться У чужого огня"... ... А то, несмотря на все услуги гримёров и операторов, личмко мистера Х, с мешками под глазами, остаётся главным...