Другие материалы рубрики «Политика»
-
Джентльменский жест. Партия БНФ поддержала кандидатуру Татьяны Короткевич
Ранее партия выдвигала кандидатуру Григория Костусева, но решила изменить свое решение, чтобы переговоры с партнерами по коалиции не зашли в тупик... -
Оппозиция пойдет против Лукашенко врастопырку
Эта президентская кампания в исполнении оппозиции может получиться особенно бледной и грозит опустить еще ниже ее моральный авторитет…
- Лукашенко заявляет, что Статкевич сидит в тюрьме, потому что хочет быть героем
- Константин Мартынецкий назначен первым замом главы Администрации президента
- Глава МИД Ирака впервые посетит Беларусь
- Рапота назвал Союзное государство «красивым проектом»
- «За Свободу» может поддержать кандидата от «Народного референдума», если таковой будет выдвинут
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Гернот Эрлер: отдельные шаги официального Минска мы рассматриваем как движение навстречу
Приезд в Беларусь из Европы с официальным визитом лица в ранге заместителя министра — большая редкость. Заместитель главы федерального министерства иностранных дел ФРГ Гернот Эрлер был приглашен для участия в Х «Минском форуме» и воспользовался случаем, чтобы провести ряд неформальных встреч. С корреспондентом БелаПАН он беседовал о форуме и роли ФРГ в белорусско-европейских отношениях.
— Господин государственный министр, Вы эксперт по вопросам восточноевропейской политики, автор многочисленных публикаций. Как Вы могли бы озаглавить книгу о Беларуси — какова Ваша оценка ситуации?
— Книга могла бы называться «Беларусь на распутье»: страна сегодня в сложном положении, поскольку параллельно принимает много решений. Отношения с Россией и экономическое партнерство осложнены действиями российского руководства в начале года. Возникает много вопросов. Идти ли европейским путем? Как сохранить стабильность в условиях назревания проблем в экономической и социальной областях?
Печальная роль Германии в белорусской истории предполагает нашу особую ответственность перед Беларусью. Сейчас, когда страна в непростой ситуации, мы предлагаем помощь в качестве партнера по переговорам. Да, мы сделали определенные наблюдения, у нас есть предложения в отношении того, как Беларуси можно продолжать развитие, но мы не намерены поучать или навязывать некий план действий. Здесь важен тесный диалог, такой как в рамках Минского форума, где общаются эксперты из разных стран. Возможно, как раз в споре родится решение непростых вопросов.
— Почему, на Ваш взгляд, Беларусь не идет на диалог с Европой?
— Это не совсем верное утверждение — отдельные шаги официального Минска мы рассматриваем как движение навстречу. Так, в октябре было принято решение об открытии представительства Еврокомиссии, были разрешены и прошли без эксцессов «Европейский марш» 14 октября и «Социальный марш» 4 ноября. Это уже хороший старт. Но вопрос в том, что за ним последует: какие действия власти предпримут в отношении политзаключенных, молодежи, как пройдет избирательная кампания в 2008 году. Как раз эти темы я обсуждал на встречах в Минске.
Гернот Эрлер. Депутат Бундестага, спикер фракции Социал-демократической партии Германии по вопросам восточноевропейской политики; государственный министр (заместитель министра) иностранных дел ФРГ. Родился в 1944 году, изучал историю, славянские языки и политологию в Свободном университете Берлина и Университете Фрейбурга, занимался издательской деятельностью, наукой. Президент общества стран Юго-Восточной Европы, член германского Координационного совета организации «Петербургский диалог», председатель Германо-болгарского форума, специальный советник «International Crisis Group» (ICG), член административного совета радиостанции «Немецкая волна». Автор многочисленных публикаций и книг по восточноевропейской политике. Владеет английским, русским, французским. Женат, имеет дочь. |
— Господин госминистр, в своем выступлении на открытии Х «Минского форума» эти шаги навстречу Вы назвали «тихими сигналами из Минска». Визиты в Минск высоких гостей — это «тихие сигналы» из Берлина, новая политика сближения?
— Визиты говорят об озабоченности, с которой Германия и германское правительство следят за развитием ситуации и усилением изоляции Беларуси. В первой половине этого года ФРГ как председатель Совета Евросоюза уделила особое внимание укреплению европейской политики добрососедства. Но наряду со значимостью и эффективностью этой региональной политики растет наше сожаление от того, что, по известным причинам, формальное участие в ней Беларуси до сих пор невозможно. Мы опасаемся, что невозможность воспользоваться такими преимуществами этой политики, как сотрудничество и определенная интеграция, только усиливает изоляцию Беларуси.
Германия заинтересована как раз в обратном, в улучшении ситуации в рамках известных 12 рекомендаций ЕС. Мы ищем пути продолжать диалог. Для этого в Минск приезжал премьер-министр земли Бранденбург Маттиас Платцек, бывший федеральный министр Манфред Штольпе, теперь приехал я.
— С кем Вы встречались в ходе визита и что обсуждали?
— Перед началом «Минского форума» с моим белорусским коллегой Валерием Воронецким мы говорили о политике ЕС и возможной роли ФРГ. Я также воспользовался возможностью и обсудил с ним ситуацию в Беларуси. Вместе с депутатами Бундестага мы встречались с лидерами оппозиционных партий. Темы, которые мы затронули с господином Воронецким, обсуждались также с заместителем главы Администрации президента Натальей Петкевич и помощником президента Валентином Рыбаковым.
В ходе визита я хотел четко сформулировать наше представление о том, что пойдет на пользу белорусской политике, а что — нет.
— Вы получили четкие ответы на Ваши предложения?
— Подобные встречи в принципе имеют смысл в условиях доверительности и конфиденциальности. Политики и в Минске не общаются по формуле: это наше предложение, отвечайте — «да» или «нет». Стороны информируют друг друга, объясняют политические решения, подчеркивают, что может быть положительно воспринято, а что создаст проблемы. Это дискуссия, которая предшествует процессу принятия решений. Я не планировал вернуться домой с докладом о том, что и как изменится в Беларуси, об этом пока говорить рано.
— Вы — член административного совета радиостанции «Немецкая волна». Ее белорусская программа вынуждена сократить вещание по причине отсутствия средств. Проект больше не интересен, в чем причина?
— К сожалению, как раз потому, что я вхожу в совет, я не могу комментировать внутренние процедуры. А ограниченные бюджеты — не новость. Кроме того, на решение также влияет количество вызовов по всему миру, на которые мы реагируем.
— Насколько зависят от официальных отношений связи на уровне гражданского общества?
— В случае с Беларусью как раз продолжительный, интенсивный обмен на уровне третьего сектора, неправительственных организаций, в какой-то мере и оппозиционных партий, с германскими структурами и лицами, которые интересуются Беларусью, дал пищу для размышлений политикам и предложил новые варианты сотрудничества. Развитию политических связей способствовал именно процесс неформального общения. Так в начале года через Хельгу Шмид (начальника политического отдела генерального секретариата Совета ЕС. — Ред.) и меня в Минске были организованы официальные встречи и уточнены взаимные ожидания.
Ежегодной кульминацией обмена между нашими странами стал «Минский форум». И возможность продолжить контакты не случайно совпала с юбилейной конференцией.
— Господин госминистр, с каким впечатлением Вы покидаете Беларусь?
— Мне кажется, стоит еще раз обратить внимание: Минску предстоит принять достаточно фундаментальное решение.
Определенные ожидания белорусской стороны не оправдались, возможно, по причине восприятия отношений с Брюсселем на механическом уровне «давать-брать». Хочется надеяться, что я помог понять, как можно продвинуться вперед на переговорах с ЕС, какие шаги будут безусловно положительно восприняты. Вопрос не в том, чтобы составить план действий, но в том, чтобы организовать процесс, который будет способствовать сокращению дистанции между Брюсселем и Минском. Это и есть цель.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева