Другие материалы рубрики «Политика»
-
Владимир Некляев: Россия готова к реализации в Беларуси украинского сценария
Россия — поезд в туннеле, из которого нет выхода, и мы в прицепном вагоне к этому поезду… -
Джентльменский жест. Партия БНФ поддержала кандидатуру Татьяны Короткевич
Ранее партия выдвигала кандидатуру Григория Костусева, но решила изменить свое решение, чтобы переговоры с партнерами по коалиции не зашли в тупик...
- В рамках договора по открытому небу наблюдатели из США и Эстонии выполнят полет над территорией Беларуси и России
- Лукашенко заявляет, что Статкевич сидит в тюрьме, потому что хочет быть героем
- Константин Мартынецкий назначен первым замом главы Администрации президента
- Глава МИД Ирака впервые посетит Беларусь
- Рапота назвал Союзное государство «красивым проектом»
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Изменения в Беларуси лучше видны из Брюсселя, чем из Барановичей
Летняя пора как нельзя лучше располагает к минимализму. Осенью Евросоюз вернется к вопросу приостановленных санкций и готов отменить их, если Минск проведет ряд внутриполитических реформ. Пользуясь тем, что прогресс — понятие растяжимое, белорусские власти идут навстречу такими минимальными шагами, что различимо, пожалуй, только направление их движения.
Из 12 рекомендаций Брюссель выделил пять: реформа избирательного законодательства; обеспечение свободы объединений; создание условий для деятельности неправительственных организаций; свобода прессы; снятие ограничений для свободы личности. Президент Александр Лукашенко своеобразно прокомментировал их, сказав, что не будет "менять законы, ломать избирательную систему, разрушать СМИ, отдавать их оппозиции".
Белорусские власти, по-видимому, восприняли это высказывание как инструкцию и, идя навстречу рекомендациям ЕС, вносят минимальные корректировки, которые в корне ничего не меняют.
Так, Минск готовит проект предложений об изменении Избирательного кодекса, который после согласования с экспертами ОБСЕ, рассмотрит парламент страны. О сути предложений, призванных совершенствовать законодательство, фактически ничего не известно.
7 августа Министерство юстиции сообщило об изменении процедуры регистрации политических партий и общественных объединений. При регистрации теперь предусматривается автоматическая постановка на учет в налоговые органы, органы соцзащиты и страхования. Ранее организации должны были становиться на учет в каждом ведомстве самостоятельно.
Между тем последнюю попытку обжаловать отказ в регистрации предпринимает правозащитное объединение "Наша вясна": 10 августа в Верховном суде началось рассмотрение жалобы. Отказ в регистрации мотивировался тем, что многие учредители привлекались к административной ответственности или подозревались в совершении уголовных преступлений. Правозащитники считают, что эти основания не соответствуют закону об общественных объединениях.
Кроме того, белорусские власти вернулись к вопросу политзаключенных или тех, кого, по мнению Запада, преследуют за политическую деятельность. Если год назад в августе был освобожден экс-кандидат в президенты Александр Козулин, то 8 августа 2009 года неожиданно вышел на свободу предприниматель из Волковыска Юрий Леонов. Журналистам он рассказал, что освобожден, поскольку следствие по его уголовному делу якобы закончено.
Он был задержан 8 февраля 2009 года вместе с активистами предпринимательского движения Николаем Автуховичем и Владимиром Осипенко. Их обвинили по статье 218 УК (умышленное уничтожение либо повреждение имущества). Задержанные, в частности, подозреваются в умышленных поджогах и взрывах имущества чиновников Волковысского района, незаконном хранении взрывчатых веществ и огнестрельного оружия. В отношении Автуховича также возбуждено уголовное дело по ст. 359 УК (террористический акт).
Между тем Владимиру Осипенко продлили заключение под стражей еще на два месяца.
Отметим, что Автухович и Леонов в недавнем прошлом были признаны "Международной амнистией" политзаключенными. В 2006 году они получили по три года и шесть месяцев по обвинению в неуплате налогов. На этот раз международные правозащитники объясняют, что, поскольку дело — закрытое, у них недостаточно оснований, чтобы судить, есть ли здесь политический подтекст.
В свою очередь, Брюссель следит за ситуацией вокруг предпринимателей из Волковыска с обеспокоенностью, но не забывает отмечать, что они не признаны политзаключенными. Отошел Брюссель и от ультиматумов, высказывая пожелания и расплывчато ожидая "движения вперед".
Так, посол председательствующей в ЕС Швеции Стефан Эрикссон выразил надежду: Минск сделает необходимые шаги, чтобы ЕС смог отменить санкции. При этом дипломат не стал уточнять, какие именно шаги, указав, что белорусские власти сами будут решать, как и что предпринять, поскольку знают рекомендации ЕС.
Политолог Юрий Чаусов в беседе с БелаПАН обратил внимание на то, что система белорусско-европейского диалога предполагает постоянный прогресс и шаги навстречу со стороны Минска, а показать-то особо и нечего.
Чаусов рассказал, что новый порядок автоматической постановки на учет при регистрации действует еще с весны и, в принципе, не касается самой процедуры регистрации, которая, по мнению Запада, должна быть упрощена. Эксперт считает, что сообщение пресс-службы Минюста — информационная акция, призванная отвлечь внимание от рассмотрения жалобы правозащитной "Нашай вясны". "За ее регистрацией следят и в ЕС, и в Совете Европы, поэтому официальные источники подают старые новости как новые, выдавая их за упрощение регистрации", — говорит политолог.
До освобождения Леонова белорусским властям нечего было предъявить в качестве очередного либерального жеста: новые организации зарегистрированы не были, свободы прессы не прибавилось, а такой серьезный шаг, как мораторий на смертную казнь, Минск, по мнению политолога, прибережет для более важной ситуации. Чтобы продать его подороже.
Основная проблема в том, что изменения в Беларуси более заметны из Брюсселя или Страсбурга, чем из Барановичей или Могилева. По словам Чаусова, белорусская сторона настроена на минимальные уступки Западу.
Европейцы же, с одной стороны, дают себя "обмануть": настроены искать и находить позитив пусть даже в мелочах.
С другой стороны, в ЕС прекрасно понимают мотивы действий белорусских властей и незначительность изменений, говорит эксперт. Пусть без необратимых реформ в Беларуси, но диалог продолжается и приносит свои скромные плоды, отмечает Чаусов.
По словам политолога, правы и энтузиасты новой политики ЕС в отношении Беларуси, ведь конфронтация ни к каким результатам не привела. Кроме того, не стоит забывать, что существует еще кулуарный диалог, где решаются наиболее значимые вопросы, напоминает Чаусов. Поэтому остается возможность, что в долгосрочной перспективе белорусские реформы будут не только минимальными и точечными, но и системными.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева