Другие материалы рубрики «Политика»
-
Даст ли Лукашенко отмашку печатать пустые деньги под выборы?
Чтобы умаслить электорат, сейчас нет ресурса: ВВП не растет, Москва зажалась… -
Оппозиция решила ударить по Лукашенко гендером
В медиапространстве тут же устроили виртуальное дефиле вероятных претенденток на бросание дамской перчатки бессменному президенту…
- Ольга Карач не будет участвовать в президентских выборах-2015
- Лукашенко: без американцев в Украине невозможна никакая стабильность
- Лукашенко поздравил Каримова с убидительной победой
- Если бы выборы были завтра: Лукашенко — 34,2%, Некляев — 7,6%
- МИД Беларуси: есть основания говорить об определенной нормализации отношений с США
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
С Бреуса и Гапонова сняли ценник
Иван Гапонов и Артем Бреус стали первыми фигурантами уголовного дела о массовых беспорядках в Минске 19 декабря, кто после суда отправился не в колонию строгого режима, а домой. Основная причина такого снисхождения к ним белорусской судебной машины видится в двуглавом орле на паспортах молодых людей.
10 марта суд Московского района постановил наказать Бреуса и Гапонова штрафом в 300 базовых величин каждого. Граждане России были освобождены в зале суда под подписку о невыезде.
Артем Бреус и Иван Гапонов в Московском суде
после освобождения из-под стражи.
Фото photo.bymedia.net
В данном процессе, судя по всему, ключевую роль играл именно фактор гражданства обвиняемых. Ведь за спинами Бреуса и Гапонова незримо, но вполне ощутимо маячила тень «старшей сестры», которая весьма настойчиво давала понять, в каком исходе этого процесса заинтересована.
Защищать интересы своих граждан — конституционная обязанность. И здесь к российским чиновникам разного ранга вопросов, безусловно, нет. Хотя и вряд ли кто станет отрицать, что Бреус и Гапонов — птицы не того полета, чтобы из-за них заставлять напрягать голосовые связки самого Медведева.
Публично высказываемое Россией недовольство ходом следствия и судебного процесса над Бреусом и Гапоновым можно было назвать, скорее, превентивной мерой. У Москвы вполне могло сложиться впечатление, что на попавших под раздачу россиян белорусские власти попытаются навесить ценник и выставить на торги. По крайней мере, близкие в Кремлю политологи именно так недвусмысленно трактовали «дело россиян». И все сигналы официальному Минску намекали на то, что вести обширный переговорный процесс с Беларусью на таком фоне Москва считает ниже своего достоинства. Со всеми возможными последствиями для Минска, если тот все же решит разыграть эту сомнительную карту…
Учитывая, как протекал процесс над Бреусом и Гапоновым, можно предположить, что белорусские власти до последнего не могли определиться с судьбой российских граждан. Им то смягчали обвинение, сняв «организацию массовых беспорядков», то навешивали избиение сразу половины взвода спецназовцев…
С одной стороны, версия о руке Москвы в событиях 19 декабря уже запущена и требует хоть какого-то фактического доказательства. Хотя лепить образ вождей «пятой колонны» из Гапонова и Бреуса было абсолютно не из чего. Молодые люди ни в каких оппозиционных структурах не состояли, в несимпатизирующих белорусскому режиму российских организациях — тоже, да и вообще до ареста друг с другом знакомы не были. Какой уж тут сговор?!
С другой стороны, впаять россиянам три-четыре года колонии, как было в случае с первыми осужденными по делу 19 декабря, значило бы вынудить Москву на достаточно резкую реакцию, которая, следует полагать, не заставила бы себя ждать.
К тому же в Минске ждут Владимира Путина, который 15 марта приедет на заседание союзного Совмина. В повестке дня немало важных для официального Минска финансовых вопросов, ставить которые под угрозу из-за парочки юнцов — неоправданный риск.
Потому белорусским властям требовался некий компромиссный вариант, при котором и собственный имидж защитников государственного строя не пострадал бы, и российской стороне предъявить особо не было бы чего.
И здесь очень кстати оказалось появление на суде по «делу россиян» наблюдателей от ОБСЕ, милостиво «выписанных» из европейских далей. При таких соглядатаях клепать суровые приговоры на весьма сомнительной доказательной базе — моветон. Кстати, в параллельно проходившем процессе над еще одним обвиняемым по делу 19 декабря Дмитрием Медведем, где наблюдателей от ОБСЕ не было, суд либеральничал в гораздо меньшей степени, приговорив 51-летнего гражданина к трем годам «химии» на дому.
Теперь властям можно активно внедрять версию, что российских дебоширов не отправили на зону исключительно для того, чтобы потрафить придирчивому Западу. А все разговоры, что, мол, официальный Минск испугался оказаться в некой странной позе перед российской империей — всего лишь досужие домыслы недоброжелателей.
Сразу после оглашения приговора Бреусу и Гапонову представитель посольства России в Минске заявил, что решение суда российская сторона восприняла «в целом положительно». Хотя, напомним, Москва настаивала не только на освобождении своих граждан, но и на снятии с них всех обвинений.
Однако остается открытым вопрос о позиции России по проблеме прав человека в Беларуси в целом. В начале февраля глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров заявил, что «Россия не собирается закрывать глаза на проблемы прав человека в Беларуси», а президент Дмитрий Медведев поручил МИД учитывать мнение правозащитников по событиям в Беларуси.
С освобождением Гапонова и Бреуса эта проблема никуда не исчезла. И мнение правозащитников не изменилось — они стоят на своем: обвинения необоснованны, приговоры — несоразмерны. Да и само белорусское правосудие настолько непоследовательно трактует степень вины за сходные «прегрешения», что дает все основания говорить о предвзятом и политизированном подходе к делу 19 декабря.
Последние Комментарии