Другие материалы рубрики «Политика»
-
«Убийц белорусского легпрома» помиловали до выборов
Государство вроде бы и готово чем-то помочь ипэшникам, но — со своей слоновьей грациозностью… -
Незаметный праздник. Конституции Беларуси исполнился 21 год
Можно ли было избежать референдума в 1996 году и почему сегодня КС не перечит ни парламенту, ни президенту, ни правительству...
- Бывший посол Украины в Минске: Судьба Беларуси, как и судьба Лукашенко, находится в руках Кремля
- Накануне Дня Победы в Москве пройдет неформальная встреча лидеров стран СНГ
- Лукашенко будет находиться с визитом в Казахстане 19-20 марта
- Белорусская оппозиция участвует в заседании Евронеста в Ереване
- Беларусь и Албания обсудили расширение торгово-экономических связей
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
- «Мы не стали громить памятники, менять названия улиц и извечные символы»
Политика
Белорусские власти мечтают о травоядном волке
Ну вот, процесс пошел. По крайней мере, так считает ряд экспертов. Пока оппозиция находится в ситуации «тогда считать мы стали раны, товарищей считать», белорусский режим, возможно, стал готовить почву под парламентские выборы 2012 года. Впрочем, они могут пройти и раньше, если понадобится срочно продать Западу кусочек декоративной либерализации.
«А зачем тебе жужжать, если ты не пчела?»
19 марта Василий Заднепряный, председатель Республиканской партии труда и справедливости, заявил, что РПТС намерена инициировать внесение изменений в Избирательный кодекс. По его убеждению, пришло время «обратиться к парламенту с просьбой принять законы, направленные на изменение избирательного законодательства, по которому депутаты бы избирались в Палату представителей частично по партийным спискам».
РПТС никогда не давала повода усомниться в своей лояльности властям. Так что есть основания предполагать: никакой отсебятины, инициатива согласована где надо. А возможно, оттуда и спущена.
К тому же недавно и Александр Радьков, лидер общественного объединения «Белая Русь», которое политологи рассматривают как замороженный эмбрион партии власти, подчеркнул: «Мы постепенно и последовательно идем к тому, чтобы перейти на партийные принципы».
Кто не в курсе: Радьков не какой-то там мелкий деятель из третьего сектора, а первый заместитель главы президентской Администрации.
Логичный вопрос: для чего создавать партию власти, если не для управляемой демократии? Как говаривал Винни-Пух, «а зачем тебе жужжать, если ты не пчела?».
Минувшей осенью глава Центральной комиссии по выборам Лидия Ермошина тоже вдруг озаботилась условиями для развития партий и сделала революционное заявление: «У нас назрела необходимость перейти к пропорциональной избирательной системе».
Тогда же, перед президентскими выборами, туманно намекал на перспективы развития многопартийности и сам глава государства. Аналитики решили: Минск, озабоченный внешней легитимацией, договорился с Европой о дозированном откручивании гаек в этой сфере, имитационной перебалансировке ветвей власти.
Но выборы завершились срывом властей в брутальность, с Западом пошла новая заруба. Можно ли предполагать, что нынешний официозный ренессанс партийной темы — симптом подготовки властей к вероятному замирению с Европой?
Пусть Запад подавится!
Судя по косвенным признакам, обслуживающие режим политтехнологи не раз предлагали Лукашенко создать партию власти и провести этакую «путинизацию» политической системы. Смотрите, мол: у них там в Думе вроде как многопартийность, но все решает «Единая Россия». Безболезненно для своей автократии ввел выборы по партийным спискам и казахстанский вождь Назарбаев.
Более того, в умелых авторитарных руках выборы по пропорциональной или смешанной системе способны еще сильнее маргинализировать непримиримую оппозицию, это лишь дело техники.
Но бессменный президент Беларуси раз за разом артикулировал недоверие к идее партии власти. Мол, как бы не расплодить нахлебников.
Видимо, дело не только в казенных тратах. На ремейк комсомола — БРСМ, на помпезные «всебелорусские собрания» денег не жалко. Тут же, наверное, напрягает мысль, что все-таки надо делегировать такой структуре хотя бы декоративные полномочия. А делиться властью даже символически — не хочется.
С другой стороны, когда внутриполитическое поле выжжено, как ливийская пустыня, — это тоже, согласитесь, диковатый ландшафт для «сердца Европы». И потому в правящих головах витает мечта о некоем травоядном волке — «конструктивной оппозиции». Которая бы только вполголоса, с застенчивой улыбкой подсказывала бессменной правящей верхушке, что вот здесь можно не мытьем, а катаньем… А насчет «дай порулить» — чтобы ни-ни!
19 февраля на Кубке мира по фристайлу в Раубичах Александр Лукашенко заявил: «Оппозиция должна быть, но я ее сам себе создавать не буду. (…) Но и препятствовать не буду, чтобы появились конструктивные люди, которые объединятся и будут выступать с какой-то альтернативной точкой зрения».
Ряд экспертов, в частности, Денис Мельянцов из Белорусского института стратегических исследований, предполагают, что нынешняя беспрецедентная волна репрессий как раз и призвана расчистить поляну под «конструктивную оппозицию». Возможно, вскоре понадобится предъявить ее Западу. Сегодня Россия приперла к стенке, выдавливает уступку за уступкой, и нужен оперативный простор для маневра на западном направлении.
Первый лот для Европы и Вашингтона — политические заключенные. Торг заложниками — опробованная метода режима. Но ведь западники гордо твердят: мы на такой торг не пойдем!
Умаслить их можно будет вторым лотом: вот вам выборы по партийным спискам, вот вам толика квазиоппозиционеров в Палате, — подавитесь!
Бить по голове — привычнее
«Для перехода на выборы по партийным спискам необходимо менять белорусскую конституцию, которая предусматривает процедуру отзыва избирателями конкретного депутата», — отметил в интервью для Naviny.by политический обозреватель Павлюк Быковский. Действительно, партийного депутата не отзовешь.
Впрочем, переписывать Основной закон на потребу дня белорусским верхам не привыкать. В данном случае и референдум не нужен, можно провернуть вопрос через парламент.
Другое дело, что тут есть юридические закавыки. Во-первых, закон об изменении и дополнении конституции может быть принят только после двух обсуждений и одобрений парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Во-вторых, возбраняется перелицовывать ее в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.
«Иначе говоря, в 2012 году менять конституцию уже поздно, — говорит Павлюк Быковский. — Нужно делать это уже на весенней сессии в апреле и завершить в октябре».
Впрочем, вероятность такого развития событий, по мнению нашего собеседника, невысока.
Отметим: сейчас режим вошел в фазу репрессий, и машина какое-то время будет работать по инерции. Надо для начала образцово, демонстративно покарать фигурантов дела о «массовых беспорядках», а уж потом, возможно, продать Европе великодушие в виде амнистии или чего-то в этом роде.
Но пока время торга с Западом еще не пришло. Сейчас, с точки зрения режима, надо нагнать на общество страху на пять лет вперед — чтобы никаких Площадей!
И вообще, быстро только кошки родятся. Павлюк Быковский отмечает: «Поскольку в Беларуси нет публичной политики как таковой, то создание даже имитационной модели демократии — очень долгое дело. Если не будет чуда, если белорусскую оппозицию не заменят какие-то зеленые человечки с Марса, то следующие парламентские выборы пройдут по обычной схеме».
Добавим: участие в них традиционной, «деструктивной» по терминологии властей, оппозиции может оказаться и вовсе близким к нулю. Как минимум по двум причинам. Во-первых, ее более радикальная часть уже сегодня призывает к бойкоту (и это логично, пока в тюрьме будет оставаться хоть один политзек). Во-вторых, еще месяц-другой тотальной «зачистки» — и оппозицию как класс в Беларуси могут элементарно извести под корень.
Режим шокирован стремительной политизацией общества во время минувшей президентской кампании, когда были слегка откручены гайки, и теперь намерен их закручивать до упора. Такой точки зрения придерживается эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.
«Перейти к модели управляемой демократии белорусские власти не готовы, — заявил политолог в интервью БелаПАН. — Эта система предполагает сложную игру, создание партий разной направленности, конкурирующих между собой. У белорусской власти другая модель поведения: бей по голове, если кто-то шевелится. Она не требует размышлений».
Правда, оговаривается эксперт, «что будет через пару лет, прогнозировать сложно».
Некоторые эксперты полагают, что суровые реалии могут прижать властную верхушку и раньше. И придется-таки срочно выводить травоядного волка — «конструктивную оппозицию» на пиар-продажу Европе.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева