Другие материалы рубрики «Политика»
-
Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко… -
По Беларуси бродит призрак перестройки
Способен ли на нее Лукашенко? Позволит ли Москва Беларуси новый курс?
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Александр Лукашенко вылетел в Казахстан
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Таджикский вектор внешней политики виден только вооруженным глазом
Визит Александра Лукашенко в Таджикистан в плане пиара явно призван показать успешность белорусской внешней политики, которую власти традиционно именуют многовекторной. Однако практическая полезность визита вызывает сомнения.
Взаимодействие Беларуси с Таджикистаном начало расширяться во второй половине 1990-х годов. Развитию двусторонних контактов способствовало подключение Таджикистана к интеграционным процессам на постсоветском пространстве, активным участником которых являлась Беларусь.
Оживлению белорусско-таджикского политического диалога способствовал обмен визитами на уровне президентов. В апреле 2000 года Таджикистан посетил Александр Лукашенко, в июле 2001 года в Беларуси побывал Эмомали Рахмон. В апреле 2000 года в Душанбе был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между странами.
За прошедшие годы конфликтов в двусторонних отношениях не возникало. В последнее время явно возросла активность диалога государственных структур.
Впрочем, взаимопонимание в политических вопросах не обеспечило значительного развития торгово-экономического сотрудничества. В 2001-2008 годах объем двустороннего товарооборота возрос с 4,3 до 47,2 млн. долларов, в 2009 году сократился до 45,7 млн. долларов, в 2010 году несколько вырос — до 47,6 млн. долларов.
Однако Таджикистан не вошел в число важнейших торгово-экономических партнеров Беларуси. В прошлом году его доля в общем объеме белорусской внешней торговли составила всего лишь 0,08%. Дальше деклараций о намерениях не продвинулось и сотрудничество в области инвестиций.
При этом объем экспорта белорусской продукции в Таджикистан значительно превышает объем импорта таджикской продукции в Беларусь. В прошлом году экспорт составил 42,1 млн. долларов, импорт — 5,5 млн. долларов (по сравнению с 2009 годом показатель уменьшился вдвое).
Столь значительный перевес обеспечивают поставки в Таджикистан техники, в первую очередь тракторов. Также в прошлом году в Таджикистан экспортировались белорусские текстильные изделия, электрооборудование, фториды, продукция деревообработки, мебель, лекарственные средства. Из Таджикистана ввозились главным образом хлопковое волокно, шерсть, сухофрукты и алюминий.
В нынешнем году положение в белорусско-таджикистанской торговле немного улучшилось. За период с января по сентябрь ее общий объем составил 53 млн. долларов, объем белорусского экспорта в Таджикистан — 34,8 млн. (128,4% к уровню аналогичного периода 2010 года), импорт из Таджикистана — 18,2 млн. (559,9%). Однако доля Таджикистана во внешней торговле Беларуси не изменилась — 0,08%.
Таким образом, состояние торгово-экономических связей в целом остается стабильным и не требует срочного вмешательства первых лиц. Тем не менее, президент Беларуси осуществил очередной визит в Таджикистан и даже охарактеризовал свое пребывание в этой стране как «новую веху в истории белорусско-таджикских отношений».
Главным результатом визита стало подписание совместного заявления с поручением правительствам сосредоточить усилия на приоритетных направлениях экономического, научно-технического и гуманитарного взаимодействия.
Стороны договорились увеличивать взаимный оборот товаров и услуг, создавать благоприятные условия для расширения продуктивных контактов между деловыми кругами, активизировать взаимодействие по линии администраций свободных экономических зон, торгово-промышленных палат, в том числе в рамках Совета делового сотрудничества Беларусь — Таджикистан.
Также в Душанбе были подписаны:
• договор о долгосрочном торгово-экономическом сотрудничестве на 2011-2020 годы,
• межправительственное соглашение о трудовой деятельности граждан Беларуси в Таджикистане и граждан Таджикистана в Беларуси,
• соглашение о сотрудничестве между Минэкономики Беларуси и Министерством экономического развития и торговли Таджикистана,
• соглашения между отраслевыми ведомствами о сотрудничестве в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, молодежной политики, культуры и искусства.
Главы государств утвердили межгосударственную программу долгосрочного сотрудничества между Беларусью и Таджикистаном на 2011-2020 годы.
В число приоритетных направлений сотрудничества внесены:
• развитие связей в военно-технической сфере,
• расширение взаимодействия в агропромышленном комплексе, машиностроении, нефтехимической отрасли, транспортной, энергетической сферах, пищевой и легкой отраслях промышленности,
• активизация научно-технического сотрудничества,
• активное развитие межрегиональных связей,
• расширение взаимодействия в сферах здравоохранения, культуры, спорта, туризма, образования.
Стороны выразили готовность углублять связи в рамках международных организаций. Александр Лукашенко в свойственном ему духе не упустил возможности поддержать позицию руководства Таджикистана в споре с Узбекистаном относительно распределения водных ресурсов Памира, а перед визитом на правах председательствующего в ОДКБ даже пригрозил Ташкенту серьезными последствиями за «тройную игру» в отношении этой организации.
Однако по большому счету итоги визита вызывают ощущение дежа вю. Высказывания о широких перспективах постоянно звучат во время зарубежных вояжей белорусского руководителя. Неоднократно говорилось это и о таджикском векторе, но существенного воздействия на состояние двусторонних отношений декларации не оказали.
Ну а уж сейчас, в условиях кризиса, Беларусь вряд ли будет представлять интерес даже для таджикских рабочих, не говоря уже о таджикских бизнесменах.
Впрочем, любопытной деталью визита стало то, что белорусский президент использовал трибуну в далекой центральноазиатской стране для обращения к ЕС и США с призывом «отказаться от замшелых стереотипов и расчистить путь для полноформатного взаимодействия».
Таким образом, Минск понимает, что без западного вектора не обойтись. Вопрос, однако, в том, кому в первую очередь следует отказаться от замшелых стереотипов.
Вообще же, как представляется, визит белорусского президента в Таджикистан был прежде всего нацелен на то, чтобы продемонстрировать самостоятельность и успешность «многовекторной внешней политики». Причем в первую очередь эта пиаровская составляющая была направлена на белорусскую аудиторию.
Можно сказать, что эта задача была в какой-то степени решена, демонстрация взаимной полезности Беларуси и Таджикистана состоялась. Однако дальнейшие перспективы двустороннего сотрудничества напрямую будут зависеть от реального места, которое Беларусь займет в Едином экономическом пространстве с участием России и Казахстана.
Последние Комментарии