Другие материалы рубрики «Политика»
-
Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии… -
Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко…
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Александр Лукашенко вылетел в Казахстан
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Путин оказался плохим учеником Лукашенко
Итак, заклятые друзья Александра Лукашенко, Путин и Медведев, одержали на думских выборах, по выражению СМИ, унизительную победу. Это вроде как их проблемы, но ведь Беларусь вновь так капитально подсажена на российскую иглу… Что сулит Минску скользкий результат «Единой России»? Какие уроки извлечет из думских выборов бессменный белорусский президент?
«Единая Россия» поплатилась за дотации Беларуси?
По предварительным данным, тамошняя партия власти на выборах 4 декабря не перескочила даже 50-процентный барьер — вырисовывается цифра в районе 49,7%. Конечно, бразды Кремль не выпустит, но повод почесать затылок — серьезный.
Ежику ведь ясно, что электорат де-факто голосовал не за безликих функционеров «ЕР» — это замер рейтинга реальной власти, сосредоточенной в руках дуумвиров, и прежде всего Путина.
Да, замер довольно условный, надо учитывать искажающее влияние административного ресурса и всякого рода манипуляций типа пресловутой «карусели». Но — тем не менее. Если брать за основу тезис тамошней оппозиции о «лукашенизации» России, то надо сказать, что Путин оказался слабоватым учеником. Все-таки какой-то калькулятор там включают.
Что же говорят цифры? Помните, за неуязвимый рейтинг западники долго называли Путина «тефлоновым президентом»? Так вот, теперь прогорание тефлона — налицо.
Некоторые оппозиционные политики нашей страны сделали вывод, что российские избиратели таким образом сказали «нет» кремлевской политике подкормки белорусского режима. В частности, так считает лидер кампании «Говори правду!» Владимир Некляев.
А вот политолог и политик Алесь Логвинец из движения «За свободу» готов тут поспорить.
«Недоверие россиян к Путину и компании имеет внутриполитические причины», — заявил Алесь Логвинец в комментарии для Naviny.by. Собеседник убежден, что на популярность дуумвиров мало влияет то, как складываются отношения Москвы со странами СНГ.
«В России — коррупционный олигархический режим, олицетворением которого является нынешняя команда, — считает Логвинец. — Думаю, что россияне голосованием на думских выборах попробовали выказать свое разочарование несоответствием «картинки», которую они видят на подконтрольных Кремлю каналах, и действительным положением дел в стране».
Вспыхнет ли нефть?
Действительно, трудно поверить, что избиратели соседней страны озаботились именно очередными подарками Минску. Это мелочь по сравнению с народным добром, которое стабильно дербанят большие люди в самой России.
Так, может, наоборот, Путин, озабоченный относительной шаткостью своих позиций накануне президентских выборов марта-2012, продолжит задабривание капризного белорусского партнера?
Ведь для аналитиков стало уже общим местом твердить: мол, нынешняя манна небесная для Лукашенко объясняется желанием российского руководства обеспечить безоблачный внешнеполитический фон в период двух электоральных кампаний.
По крайней мере, «ослабленный внутренне Путин — это больший простор для маневра Лукашенко, поскольку последний всегда пробует играть на российском политическом поле», полагает Алесь Логвинец.
В то же время, Валерий Карбалевич, эксперт минского аналитического центра «Стратегия», подчеркивает: на сегодняшний день едва ли не единственным взрывоопасным вопросом в отношениях между Минском и Москвой остается цена на нефть. Точнее даже — так называемая премия к этой цене, грубо говоря — навар для российских поставщиков.
Белорусское начальство в идеале хотело бы эту «премию» (кому премия, а кому и убыток!) вообще отменить. Но вряд ли станет бодаться, если ее размер по крайней мере не вырастет, считает Карбалевич.
«После недавних льгот по газу вряд ли белорусское руководство готово пойти на публичный конфликт с Москвой», — отметил политолог в интервью для Naviny.by. Во всяком случае, «готово проглотить статус-кво» в вопросе нефтяной премии.
Действительно, ведь вся нефть из России теперь качается беспошлинно. И даже с наценкой-премией обходится гораздо дешевле венесуэльской и даже азербайджанской по своповой схеме.
Против лома нет приема
В общем, большой потребности одаривать Минск еще одним мешком пряников перед «выборами Путина» в марте следующего года у Москвы нет. Более того, вскоре после возврата ВВП в Кремль ряд аналитиков прогнозируют сгущение туч на небосклоне белорусско-российских отношений.
Мол, новый-старый хозяин Кремля отбросит церемонии и ребром поставит вопрос о выполнении обязательств. Во-первых, в плане евразийской интеграции. Во-вторых, как предполагается, в части продажи активов российскому капиталу. Оппоненты Лукашенко подозревают, что Москве в этом вопросе даны тайные обещания: иначе за что нам такое счастье в виде дешевого газа, отсрочки долгов, кредита на АЭС и прочих коврижек?
И вот когда Путин прижмет, тогда, по прогнозам, белорусское руководство спохватится, что надо разблокировать западный вектор для геополитического маневра. И западникам перед парламентскими выборами 2012 года будут даны некие обещания. Типа: так и быть, пропустим в Палату нескольких «деструктивных элементов» (такая приманка была в ходу четыре года назад).
Может, и политзаключенных выпустят? Ведь иначе оппозиция на выборы не пойдет (по крайней мере так заявляла). А без фигового листка совсем уж как-то неприлично.
Да, к слову, уже практически на 100% ясно, что выборы в Палату пройдут по графику, то есть в сентябре 2012 года. Версия о переносе на весну и так выглядела шаткой, а теперь представляется и вовсе несостоятельной.
Ведь мотивы предполагались экономические: мол, власти будут спешить, пока народ не обнищал вконец. Но теперь «Россия — щедрая душа», как видим, помогла залатать финансовые дыры минимум на год.
Что же касается сценария выборов в Палату-2012, то, по прогнозам Валерия Карбалевича, он будет традиционно жестким. «Возможно, выборы пройдут и при наличии политзаключенных», — допускает собеседник.
Эксперт объясняет: поскольку экономическая ситуация остается неопределенной, то давать оппозиции трибуну на время агитационной кампании, а тем более — в самой Палате белорусское руководство не заинтересовано. «Так что сильно зазывать оппозицию на эти выборы, возможно, и не станут», — резюмирует Карбалевич.
По его мнению, из сюжета не слишком удачных для российского тандема выборов в Думу белорусский авторитарный лидер сделает предсказуемый вывод: надо сильнее держать внутреннюю ситуацию в кулаке.
Лукашенко, как предполагает эксперт, лишь укрепится в мысли, что модель управляемой демократии, которой придерживается Путин, ненадежна, требует слишком тонкой игры. «И чтобы не получать таких щелчков по носу, лучше играть понятно, грубо, без риска для себя», — так очерчивает политолог уроки думских выборов в восприятии белорусской правящей верхушки.
«При Лукашенко сюжет выборов в нашей стране один: мощнейший административный ресурс, очернение оппонентов, плюс — невозможность проконтролировать подсчет голосов», — резюмирует, со своей стороны, Алесь Логвинец.
Политологи сходятся во мнении, что нынешний московский тренд белорусского руководства — мягко говоря, не на пользу внутриполитическому климату и перспективам отношений с Европой.
Это вдобавок к тому, что бессменный белорусский президент в принципе никогда не благоволил к «гнилой» демократии.
Последние Комментарии