Другие материалы рубрики «Политика»
-
Беларусь: для независимости нужна воля
Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции… -
Лукашенко хочет сделать Беларусь страной чутких бюрократов
Попытками дебюрократизации президент пытается как-то компенсировать уничтожение гражданской, политической активности…
- Мясникович пообещал президенту Туркменистана два беспилотных комплекса
- «Народный референдум» может выдвинуть кандидатом в президенты женщину
- В Москве прошло закрытое обсуждение военно-политической ситуации в зоне ответственности ОДКБ
- В мае Беларусь посетит председатель КНР Си Цзиньпин
- Статкевич не надеется на свое скорое освобождение из колонии
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Путин проверит позвоночник белорусского партнера
Вожди любят выглядеть железными, несгибаемыми (белорусский вариант: ненаклоняемыми). И можно представить, как досадно Владимиру Путину, что сейчас все перемывают ему косточки в буквальном смысле — судачат о травме позвоночника. То ли ненароком, то ли с умыслом колупнул неприятную тему и белорусский коллега.
И Путин, и Лукашенко — этакие мачо. Один доказывает мощь с клюшкой, селянской косой и на лыжне, другой — то в кабине истребителя, то в батискафе, то на борцовском ковре. Там, похоже, российского президента и настигла невезуха.
«Он любит борьбу. Боролся, поднял человека, бросал через себя и подвернул позвоночник», — поделился Александр Лукашенко конфиденциальной инфой о хозяине Кремля, беседуя 26 ноября с журналистами Рейтер.
Резонанс оказался насколько сильным, что был вынужден подать голос пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, чья витиеватая тирада об отношении шефа к слухам насчет проблем со здоровьем не кажется убедительной: «Мы ему докладываем о том, что пишут, что говорят, что обсуждают. Но, с другой стороны, часто о чем-то рассуждают, что сильно преувеличено или вообще не соответствует реальности, поэтому он философски воспринимает подобные дискуссии. Воспринимает он это вполне нормально — надо же кому-то о чем-то судачить…».
В тот же день 30 ноября пришлось отдуваться и главе кремлевской администрации Сергею Иванову в Вене. Мол, у президента России была лишь легкая спортивная травма, «Владимир Владимирович в хорошем физическом состоянии. Просьба не переживать и не беспокоиться».
Комментаторы тем временем заговорили: зря Лукашенко вынес на публику эту болезненную тему, мстительный Путин может закусить губу. А тут на носу мероприятия, в кулуарах которых белорусской стороне придется выступать в роли просителя.
Нужны нефть и деньги, что в принципе одно и то же
Забуксовали переговоры по нефти. Белорусская сторона хочет получить в следующем году из России 23 млн. тонн. Тогда можно выручить больше валюты, переработав сырье в бензин и солярку. А валюта нужна на выплату внешних долгов (в будущем году на это потребуется до черта и больше — 3,1 млрд. долларов).
Москва же пока готова отжалеть 18 млн. тон. Нефти у нее хоть залейся, поэтому в ходу версия, что вопрос подвешивается специально.
Лукашенко в интервью Рейтер на днях заявил, что не видит нарушений со стороны Беларуси в экспорте растворителей и разбавителей. И формально он прав: Минск просто нашел в правилах Таможенного союза лазейку, позволившую не перечислять пошлины в российский бюджет. Но де-факто Москва обиделась, прикинув, что ее околпачили как минимум на полтора миллиарда долларов.
И вот теперь, подвешивая вопрос нефтяных поставок на будущий год, Кремль пытается слегка повоспитывать партнера-хитрована.
Источник агентства «Интерфакс-Запад» сообщил, что «российская сторона отказалась от новых переговоров на правительственном уровне» и что «в Минске ждут результатов белорусско-российской встречи на высшем уровне».
Кроме того, Беларуси позарез нужен очередной транш кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, а условия (приватизировать за год активов на 2,5 млрд. долларов) не выполнены. Поэтому, как деликатно выразилась 21 ноября глава Национального банка Надежда Ермакова, «вопрос как бы переходит в рамки политические».
Если без «как бы», то это означает: транш может выбить/выпросить у Москвы разве что президент. Политик-то в Беларуси один!
Короче, как ни противно, а надо бить Путину челом. Хоть и фигурально, а гнуть позвоночник. И в эти минуты хозяин Кремля, которого достали с его позвоночником, может испытать сладость мести.
Москва помучает, но даст
Ближайшая встреча Лукашенко с Путиным состоится, скорее всего, на саммите СНГ в Ашхабаде 5 декабря. Но не факт, что там удастся развязать кредитно-нефтяные узлы.
Минский политический обозреватель Павлюк Быковский предполагает, что «вопрос будет разрешаться несколько болезненно». В интервью для Naviny.by аналитик спрогнозировал, что «в конечном итоге компромисс будет найден и как минимум деньги белорусская сторона получит».
Что же касается нефти, то ситуация «выглядит неоднозначной», подчеркнул эксперт. Более того, он не исключает, что запланированное на декабрь заседание Высшего госсовета Союзного государства будет отложено.
Директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров в комментарии для Naviny.by также спрогнозировал, что Москва будет затягивать решение чувствительных для Минска вопросов, «чтобы получить гарантию выполнения предыдущих договоренностей».
В то же время, отметил политолог, Кремль поостережется действовать чересчур жестко «из-за важности проекта Евразийского союза». Так что до информационной войны дело не дойдет.
Другое дело, что российские дотации, даже если они окажутся достаточно щедрыми, не решают структурных проблем Беларуси, оттягивают процесс ее модернизации, добавил собеседник Naviny.by.
По словам Андрея Егорова, такие «нерациональные экономические отношения фактически не соответствуют долговременным национальным интересам Беларуси».
Модернизация из-под палки обречена
Лукашенко прекрасно понимает, что зависимость от Москвы — это петля. В завуалированной форме это прозвучало даже на «Борисовдреве», где 30 ноября был устроен разбор полетов по поводу проваливающейся пока модернизации деревообработки.
«Эти гигантские проекты в деревообработке связаны с диверсификацией нашей экономики. Я принял такое решение, чтобы мы меньше зависели от «старшего брата», Запада, американцев, а заземлились на свои ресурсы: стройматериалы, цемент, сельское хозяйство, калийные удобрения, в том числе деревообработку», — пояснил официальный лидер.
Лукашенко и премьер Михаил Мясникович в последние месяцы словно соревнуются, кто больше раз скажет слово «модернизация». Однако, подчеркивают аналитики, белорусское начальство трактует модернизацию узко, примитивно, лишь в техническом ключе.
Структурные реформы, на которых настаивают как МВФ, так и Антикризисный фонд ЕврАзЭС, представляются руководству страны чересчур дискомфортным, рискованным делом. Это ломка, которая еще сильнее подорвет социальный контракт с населением.
Так что на настоящую модернизацию даже в экономике (политика — вообще табу) у властей духу не хватает.
Зато рука сразу привычно тянется к кнуту. Лукашенко на «Борисовдреве», раздосадованный нерадивостью как чиновников, так и директората, и работяг, велел срочно подготовить декрет о запрете увольнений до окончания модернизации.
«Подготовьте декрет. До окончания модернизации и реконструкции запрещается увольнение работников. Работник не может уволиться с этого предприятия без разрешения руководителя», — это указание независимые комментаторы уже назвали введением крепостного права.
Когда-то варварскими методами модернизировал Россию Петр Первый. Не церемонясь с расходным человеческим материалом, вел Советский Союз от сохи к атомной бомбе Сталин, кумир белорусского президента.
Но в XXI веке такие методы явно не прокатывают. Белорусская модернизация — по убогой схеме одной лишь замены станков, да еще из-под палки — обречена.
А это значит, что Москва будет принуждать еще сильнее гнуть позвоночник.
Последние Комментарии