Другие материалы рубрики «Политика»
-
Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии… -
Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко…
- Руководители органов госуправления каждую среду будут проводить личный прием, каждую субботу — телефонные линии
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Банальное сокращение у нас реформой зовется
В Беларуси последние полгода активно говорили о реформе системы государственного управления. И вот подписан указ, который подводит черту под этими разговорами.
Правда, этот указ едва ли можно рассматривать в качестве механизма реформы. Он лишь регламентирует сокращение чиновников и вносит поверхностные структурные изменения на уровне узкоспециальных государственных органов.
Главная же проблема остается нетронутой. Это гипертрофированные функции госаппарата и, как итог, низкая эффективность госуправления в Беларуси.
Даже робкие новации были забракованы
Подписанию 12 апреля указа № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» предшествовал интенсивный мозговой штурм на различных уровнях власти.
1 октября прошлого года была создана специальная государственная комиссия под руководством главы Администрации президента Андрея Кобякова и помощника президента Натальи Петкевич. Комиссия получила задание координировать процесс подготовки предложений по реформе системы госуправления. При этом Александр Лукашенко четко сформулировал задачу реформы: вначале на 25-30% сократить чиновников, а уже потом думать про дальнейшие преобразования.
Эту задачу президент повторил и вначале января 2013 года, когда комиссия Кобякова-Петкевич представила свои предварительные наработки. Среди них было предложение ликвидировать некоторые ведомства. Например, министерства торговли и жилищно-коммунального хозяйства.
Лукашенко скептически отнесся к таким предложениям и отправил проект реформы на доработку.
Полусекретный документ
Спустя три месяца работа комиссии получила отражение в виде указа № 168. Лейтмотивом документа стало сокращение госаппарата на четверть. Как того и требовал Лукашенко.
По данным Белстата за 2011 год, в секции «Государственное управление» в Беларуси было занято 165,9 тыс. человек, или 3,5% от занятого в экономике страны населения (4 654,5 тыс. человек). Чисто математически это значит, что под сокращение теперь должны попасть около 40 тыс. должностных единиц.
Правда, из указа № 168 это до конца не понятно. По какой-то причине приложение, которое устанавливает новую численность работников госорганов, имеет гриф «для служебного пользования».
Также из указа не ясно, что ждет силовой блок. В начале документа говорится о том, что на силовиков он не распространяется, а в конце — о том, что до 1 июня госсекретарь Совета безопасности должен доложить об оптимизации структуры и сокращении численности работников силового блока.
По имеющимся сведениям, комиссия Кобякова-Петкевич фактически не имела мандата на силовой блок. Это тайна за семью замками. Здесь Лукашенко и генералы общаются без посредников из числа гражданских. Поэтому неудивительно, что члены комиссии даже не могли дать ответа на вопрос о численности сотрудников органов внутренних дел.
Власти боятся нарушить политические устои
Таким образом, документ, увенчавший работу комиссии, принят. Однако было бы большим преувеличением называть банальное сокращение чиновников реформой.
Несмотря на самые разные предложения в процессе обсуждения госреформы, указ № 168 без особого творчества пошел по пути требуемого минимализма.
От самих чиновников иногда можно услышать, что указ является частью постоянной и целенаправленной работы по совершенствованию системы госуправления. Мол, преобразования управленческого аппарата в Беларуси происходят примерно раз в пять лет.
Однако это не соответствует действительности. Никакого стратегического видения необходимости повышать качество госуправления у белорусских властей нет. Об этом, в частности, свидетельствует контент-анализ речей Лукашенко в 2010-13 годах, проведенный Центром аналитических инициатив «Либерального клуба» в рамках исследования по реформе системы госуправления.
Напротив, у властей присутствует опасение, что какие-то нетрадиционные меры могут привести к нарушению политических устоев. Этим объясняется нерешительность в действиях и стремление к минимализму при принятии решений.
Если бы не вынужденная причина, то никакого сокращения и не было бы. Такой причиной стал наметившийся в 2011 году отток кадров из системы госуправления в коммерческий сектор в Беларуси и за рубежом в результате падения заработных плат.
В феврале (то есть после прошлогоднего существенного роста) средняя зарплата по виду экономической деятельности «государственное управление» равнялась 4 691,4 млн. рублей (544 долларов). Для сравнения: зарплата менеджера среднего звена в Минске находится на уровне 600 долларов, а в Москве — 1400-1500 долларов. Средняя зарплата руководителя в коммерческом секторе в Минске — 1400 долларов, в Москве — 2700 долларов.
Неудивительно, что госуправленцы все чаще выбирают более благодарную работу за пределами государственного сектора. А чтобы их удержать на госслужбе, необходимо повышать уровень оплаты труда.
К слову, согласно открытым опросам Информационно-аналитического центра при Администрации президента, в 2010 году 39% граждан страны считали, что главной причиной коррупции в Беларуси являются низкие зарплаты чиновников. Это могло способствовать принятию решения о сокращении 25% госуправленцев и перераспределении их зарплат в пользу остающихся 75%. По расчетам «Либерального клуба», за счет этого можно прибавить остающимся до 200-220 долларов в месяц.
Без сокращения функций не будет эффективности
Сам факт сокращения чиновников можно только приветствовать.
Правы те, кто утверждает, что в Беларуси госаппарат не такой уж и большой в сравнении с соседними странами. Однако если руководство и народ Беларуси действительно хотят совершить модернизационный прорыв, то компактность и численный минимализм бюрократии являются здесь критическим условием.
Правда, чисто механически этот вопрос не решается. Сокращение чиновников должно быть органично связано с сокращением функций государства. Иначе в социальной сфере могут начаться провалы, когда государство не сможет полноценно обеспечивать какие-то гарантированные им услуги населению.
Указ № 168 сокращения функций системы госуправления не предусматривает. Напротив, он даже добавляет функции трем министерствам: торговли, иностранных дел и экономики. Хотя указ требует до 1 июля внести изменения и (или) дополнения в положения о республиканских органах в целях оптимизации их функций.
К сожалению, из-за боязни потерять контроль над общественными процессами власти вряд ли пойдут на реальное сокращение госфункций и после 1 июля. А это значит, что главные проблемы системы госуправления останутся. Эффективность и прозрачность и дальше будут заложниками ужасающего излишка функций государства.
В итоге — нередкое дублирование функций и многочисленные конфликты интересов, когда, например, одно и то же министерство одновременно выполняет роль разработчика программ развития, собственника и проверяющего.
Последние Комментарии