Другие материалы рубрики «Политика»
-
Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко… -
По Беларуси бродит призрак перестройки
Способен ли на нее Лукашенко? Позволит ли Москва Беларуси новый курс?
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Александр Лукашенко вылетел в Казахстан
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Выборы-2015: Лукашенко против «условного Сидорского»
На выборах 2015 года Александр Лукашенко будет обеспечивать себе пятый президентский срок. Уходить на отдых авторитарный белорусский руководитель явно не собирается. И, если не случится каких-то форс-мажоров, имеет довольно крепкие шансы продлить свое правление еще на пятилетку. Такой прогноз доминировал на аналитической конференции «Рубикон-2013» в Таллинне.
Более того, Лукашенко сегодня уверен в себе как никогда, считает политолог Ольга Абрамова. Да, согласилась она, выступая на конференции, люди от бессменного президента «подустали», но все равно его рейтинг после стольких лет правления «невероятно высок». Недостающие же проценты перед выборами обычно наращиваются за счет форсированного роста зарплат, пропаганды и специфической системы подсчета голосов.
Обыватель хочет лучшей жизни на блюдечке
Еще один участник дискуссии — социолог Олег Манаев привел данные опроса НИСЭПИ: в марте нынешнего года электоральный рейтинг главы государства составил 33,4% (для сравнения: у оппозиционного лидера Владимира Некляева — 5,1%).
Сегодня популярность руководителя государства перестала падать, но она заметно ниже пиковых показателей былых времен. Вместе с тем, по мнению профессора Манаева, ресурс общественного доверия к нынешнему президенту не исчерпан, а готовность народа к переменам в стране (за которые, как любят подчеркивать оппозиционные политики, выступает, согласно тому же НИСЭПИ, три четверти населения) не следует переоценивать. Хотя бы потому, что определенно готовы более активно участвовать в политике (а иначе как добиться перемен?) лишь 5,1% респондентов.
Показательно и то, что за три месяца между двумя последними национальными опросами НИСЭПИ авторитет большинства оппозиционных структур и их лидеров в обществе в целом понизились, отметил Манаев. По его словам, «политическая мобилизация без очевидной альтернативы и социальной консолидации маловероятна».
Добавлю: отнюдь не факт, что модель перемен в головах оппозиции и массы одна и та же. Даже наверняка нет. Обыватель хоть и не очень доволен жизнью (Манаев отмечает, что «понижение «экономического самочувствия» усилило скептическое отношение белорусов к властям»), но явно не хочет баррикад на улицах. Лишь около 3% респондентов считают, что оппозиция должна «организовать вооруженное восстание или революцию».
Также обыватель вряд ли жаждет экономической ломки с затягиванием поясов, безработицей и прочими прелестями. Многие, конечно, хотели бы заиметь благосостояние на уровне передовых стран старой Европы, но — без рыночного напряга, на блюдечке с голубой каемочкой от нового Батьки, более прогрессивного, чем теперешний, застрявший в совковых понятиях.
Еще один важный штрих: социология показывает, что многие не верят в улучшение жизни после Лукашенко. Белорус склонен довольствоваться синицей в руке, не будить лихо.
Кто способен потягаться без дураков?
Проблема и в том, что граждане Беларуси не видят сильной персональной альтернативы бессменному президенту. «Если бы вы знали человека, который мог бы успешно конкурировать с А.Лукашенко на следующих президентских выборах, то проголосовали бы за него или за А.Лукашенко?” — на этот вопрос НИСЭПИ более 69% белорусов отвечают, что отдали бы свой голос такому человеку.
Но сегодня такой фигуры нет и в помине. Конечно, тут можно долго говорить о том, что у нас ситуация заколдованного круга: политика как таковая в стране уничтожена, соперникам главы государства не дают раскрутиться, их ломают или выдавливают в эмиграцию.
Однако «плач Ярославны», убежден аналитик Андрей Поротников, лишь усугубляет имидж оппозиционеров как неудачников: «В Беларуси не любят слабаков».
Культуролог Юлия Чернявская также подчеркивала: оппозиционеры уже устойчиво воспринимаются как лузеры. Народ лузеров, конечно, жалеет, но «идет народ за победителем».
Участники конференции в Таллинне были, кажется, едины во мнении, что режиму удалось маргинализировать и дискредитировать политическую оппозицию. Да и сама она, как отмечалось, немало способствовала собственной дискредитации нелепыми ошибками и вечными распрями. Во всяком случае, сегодня у оппозиции уже нет того явного морального преимущества над властью, которое чувствовалось лет 15 назад, отмечает лидер Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук.
Польский политолог Камиль Клысиньски высказался еще жестче: белорусские оппозиционеры не готовы к конкуренции, и шутка «Что будем делать, если вдруг победим?» остается для них актуальной. Оппозиция в Беларуси сегодня играет роль «профессиональной жертвы», а общество продолжает находиться в спящем состоянии, констатировал Клысиньски.
Ольга Абрамова считает, что политическая оппозиция вряд ли готова морально и ментально к ситуации смены власти — и на президентских выборах «может быть только фоном». Реальные же шансы в борьбе против Лукашенко, по мнению политолога, будет иметь лишь «тяжеловес от номенклатуры» (кто-то из участников дискуссии ввел определение «условный Сидорский» — по фамилии бывшего премьера, которого прочили в конкуренты Лукашенко).
Такую фигуру, говорит Абрамова, способен поддержать и Кремль. Но лишь в том случае, если действующий белорусский руководитель станет саботировать евразийский проект. Что маловероятно.
Оппозиционного кандидата ожидает евразийская вилка
Напротив, Лукашенко, скорее всего, попробует выжать максимум из нужды хозяина Кремля в успешном старте Евразийского союза с 1 января 2015 года. В итоге, как парадоксально сформулировал в Таллинне политический аналитик Юрий Дракохруст, кандидату от оппозиции на президентских выборах 2015 года «придется бороться не только с Лукашенко, но и с Путиным».
Аналитик напомнил: и Владимир Гончарик на выборах-2001, и Александр Козулин в 2006 году, и несколько соперников Лукашенко в 2010-м пытались так или иначе разыгрывать российскую карту. В 2015 году для оппозиционного кандидата это окажется весьма проблематично. Общими словами о добрососедстве не отделаешься, придется прямо артикулировать отношение к Евразийскому союзу
И тут одно из двух. Если ты против этого союза, то сразу теряешь изрядную часть электората, попадаешь под пропагандистский огонь (в том числе и московский). Если за — то куда ты лезешь, это же заслуга Лукашенко, он лучший интегратор! Причем «из этой вилки невозможно выскочить», резюмировал Дракохруст.
Да, но, может, Москва сама задумает поставить во главе Беларуси другого человека, более покладистого и не столь одиозного? На эту тему мы поразмышляем в следующей статье о конференции «Рубикон-2013».
***
«Вызов Евразии для европейской перспективы Беларуси» — так была сформулирована повестка дня четвертой по счету конференции «Рубикон», которую организовали зарегистрированная в Эстонии негосударственная организация «Новый путь для Беларуси», сообщество «Третий путь» при поддержке Немецкого фонда Маршалла США, Министерства иностранных дел Эстонии и ARU Television. В дискуссии, проходившей 23–24 мая 2013 года, участвовали аналитики из Беларуси, России, Финляндии, Польши, Эстонии, представители белорусской диаспоры.
Таллинн — Минск.
Последние Комментарии