Другие материалы рубрики «Политика»
-
Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко… -
По Беларуси бродит призрак перестройки
Способен ли на нее Лукашенко? Позволит ли Москва Беларуси новый курс?
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Александр Лукашенко вылетел в Казахстан
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Нужна ли Беларуси контрактная армия?
Последний призыв в Вооруженные силы Украины действительно станет последним — украинская армия переходит на профессиональные рельсы. Возможно ли такое в обозримом будущем в Беларуси?
Президент Украины Виктор Янукович подписал 14 октября указ о последнем призыве на военную службу и переходе на формирование армии исключительно на контрактной основе. Больше призыва не будет, набор на срочную службу сохранится только во внутренних войсках.
«Сегодня у нас такое вооружение, такие военные технологии, где требуется очень высокий профессиональный уровень... Техника очень сложная, поэтому армия сейчас должна быть профессиональная», — цитирует украинского президента его пресс-служба.
Обещание перевода армии на контрактную службу содержалась в предвыборной программе Виктора Януковича. Правда, полный переход на профессиональную армию планировался еще с 2011 года.
Понятно, что и в самой Украине решение президента воспринято неоднозначно. Есть мнение, что после прекращения призыва боеспособность армии ухудшится, а вооруженные силы столкнутся с проблемой комплектации, так как при таких условиях, как сейчас, у мужчин не будет мотивации посвящать военной службе длительный период жизни.
А что же в Беларуси?
Во время совещания по вопросу развития Вооруженных сил в августе этого года Александр Лукашенко среди прочего сказал: «Наши Вооруженные силы должны быть готовы в новых реалиях к защите суверенитета, независимости, территориальной целостности страны… Наша армия должна быть адекватной новым вызовам и угрозам 21 века. Считаю необходимым продолжить работу по оптимизации структуры и сокращению численности вооруженных сил, как мы раньше с вами договорились, до того уровня, которые были определены. Вы знаете, мы делаем это спокойно, без революций, эволюционно, не стали резать по живому. Вооруженные силы у нас, в свое время, доходили до 200 тысяч, сегодня их порядка 100 тысяч, нам такая численность сегодня не нужна. Сегодня не численность важна для вооруженных сил, и мы должны дойти до тех уровней, которые были определены нами несколько лет тому назад. Делать это надо спокойно, чтобы не ломать судьбы тех людей, которые сегодня служат в вооруженных силах».
Год назад, на пресс-конференции для российских СМИ, высказывал Лукашенко и свое мнение относительно контрактной формы службы.
«Мы не стали губить армию контрактниками. Я прямо сказал военным: там, где нужны контрактники, набирайте. Но там, где мужики должны служить так, как мы с вами служили, они должны служить. Потому что ни одной девушке, женщине замуж не за кого будет завтра идти. Что это за мужик, который в армии не служил? Это же проблема. Что значит — сократили армию, и мужики даже порох не нюхали? Что это за защитники Отечества?» — задавался вопросами официальный лидер.
«Вот вы свою (российскую. — ред.) армию переводите на контракт. Мы этого делать не стали. Я сказал — отдельные подразделения, которые нужно — переводите на контракт, но в основе армия должна быть призывной», — заявил Лукашенко журналистам из России.
Председатель постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Александр Межуев не видит необходимости в создании в Беларуси армии по найму: «Беларусь находится на пороге войны? Или в ней процент неуставных отношений велик, или большой процент молодого пополнения умирает от простудных заболеваний? Или мы посылаем необученных солдат в горячие точки мира?».
Александр Межуев отметил, что при обсуждении темы перехода белорусской армии полностью на контрактную основу комплектования следует учитывать опыт пополнения кадрами армий других стран, а также социально-экономические возможности Беларуси.
Депутат не считает первостепенной задачей для белорусской армии полный переход на контрактную основу: «Глава государства поставил задачу: до 2015 года органы пограничной службы должны полностью перейти на контрактную основу. Давайте совместно работать над тем, чтобы пограничники, которые защищают нашу государственную границу, выполнили эту задачу».
Как считает военный аналитик Александр Алесин, вопрос, нужна ли Беларуси профессиональная армия, находится во многом в экономической плоскости.
Говоря в комментарии для Naviny.by о переходе на профессиональную основу украинской армии, Алесин отметил, что в этом решении может оказаться больше «популистских игр», чем трезвого экономического расчета.
С точки зрения здравого смысла происходящее в Украине выглядит очень странно, считает эксперт: «Профессиональная армия — удел развитых, экономически благополучных стран, где военнослужащие обеспечены на уровне среднего класса и выше. Военный человек, во-первых, несвободен. Во-вторых, испытывает тяготы и лишения воинской службы. В-третьих, существует риск быть убитым, покалеченным на работе и так далее. В развитых странах все эти риски компенсируются социальными гарантиями и денежными выплатами».
Таким образом, подчеркивает Александр Алесин, относительно Украины возникает вопрос — насколько будет сокращена ее армия и сможет ли она в таком состоянии контролировать тот запас вооружений, который у нее есть?
Порядок приема и прохождения военной службы по контракту регулируются законом «О воинской обязанности и воинской службе», положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным указом президента от 25 апреля 2005 года № 186, и нормативными правовыми актами государственных органов, в которых предусмотрена военная служба. |
Этот же вопрос гипотетически можно поставить и перед вооруженными силами нашей страны. Например, в США в расчете на одного человека на оборону тратят в 20 раз больше, чем в Беларуси. При этом порядка 70% всех затрат приходится именно на содержание и материальное обеспечение военнослужащих. Может ли современная Беларусь обеспечивать соответствующий уровень благосостояния профессиональным военным? Александр Алесин в этом сомневается.
«У нас сильное техническое отставание. Нам надо или армию содержать, или перевооружаться. Если вдруг случится переход на профессиональную армию, возникнет вопрос — сколько там останется военнослужащих? — отметил Александр Алесин. — Реформы в направлении профессионализации осуществляют наши соседи: Литва, Латвия, Польша и Эстония. Обратите внимание, что все эти страны запаниковали, когда на территории Беларуси начались учения «Запад-2013». Думаю, что это было связано с тем, что движение в сторону профессионализации вызывает резкое сокращение армии. И в случае, если противник будет превосходить по численности, она не сможет контролировать и защищать свою территорию. Придется надеяться на союзников».
Вместе с тем, заметил Александр Алесин, если бы нам удалось получить на вооружение технику, которая была бы эффективна и заменяла солдат, тогда численность военнослужащих можно было бы уменьшить, сократив вспомогательный персонал. Ведь профессионализация армии — это еще и ее перевооружение.
Таким образом, заключил эксперт, профессионализация армии по самым оптимистическим прогнозам в Беларуси — дело неблизкого будущего: «Раньше, чем наша экономика выздоровеет, этого не случится».
Последние Комментарии