Другие материалы рубрики «Политика»
-
Беларусь не меняла позицию по вопросу независимости Абхазии и Южной Осетии
Об этом Александр Лукашенко заявил после переговоров с президентом Грузии Георгием Маргвелашвили… -
«Боинг» Лукашенко маневрирует лихо, но в Беларуси глухо как в танке
Действительно ли «Батька продался Евросоюзу и Америке»?..
- Лукашенко готов предложить Аджарии проекты в машиностроении, строительстве, туризме
- Посольство Беларуси в Грузии будет открыто в течение года
- МИД России пригрозил жесткой реакцией на планы развития «Восточного партнерства»
- Александр Лукашенко посещает Аджарию
- Ожидается, что Лукашенко обратится с посланием к парламенту и народу 29 апреля
- Лукашенко считает экономику фундаментом отношений с Грузией
- Лукашенко взял в Грузию младшего сына
- Новый председатель «Говори правду» будет избран 30 мая
- ХЗ. Поезд оппозиции и бронепоезд власти
- ХЗ. Монетизация тунеядства
Политика
Эмбарго на продукты, девальвация и дефицит валюты. С чего начинается Евразийский союз?
Меньше недели остается до старта Евразийского экономического союза. Подписание последних интеграционных соглашений прошло на фоне резкого падения российского рубля. В Армении объявлено о 40-процентной девальвации. В Казахстане люди массово скупают валюту. Кыргызы опасаются роста безработицы. Экономика Беларуси тоже переживает не лучшие времена.
Падение российского рубля привело к катастрофическому оттоку валюты в Казахстане. В приграничных районах казахи скупали всё — начиная от продуктов питания, заканчивая машинами и квартирами. Ведь цены в пересчете на доллары стали в два раза меньше.
Казахстану по-прежнему сложно пробиться на российский рынок
Девальвация на 30% в Казахстане произошла еще весной. С того времени правительство пытается выполнять прогнозные показатели. И, несмотря на небывалый спрос на иностранную валюту, деньги продолжают подвозить в обменники.
Экономический обозреватель Денис Кривошеев прогнозирует, что в самое ближайшее время Казахстан потеряет около 20 млрд. долларов. Скажется недополученная прибыль импортеров, закрытие предприятий, неуплаченные налоги и, конечно же, вывезенная в Россию валюта.
В Астане возмущены, что Россия пошла на санкции и девальвацию рубля без согласования с партнерами по Таможенному союзу. И сегодня Казахстан подсчитывает убытки. С начала года цена на нефть упала на 50%. Хотя Нурсултан Назарбаев уверяет, что «даже если цена нефти опустится до 40 долларов за баррель, то Казахстан все равно выстоит».
Налог на полезные ископаемые в Казахстане идет в национальный фонд, где формируются накопления для будущих поколений. Так вот в этом году были впервые распечатаны эти средства, чтобы противостоять кризису, поясняет Денис Кривошеев.
Эксперт обращает внимание, что на 80% экспорт Казахстана состоит из нефти. Основные же товары и продукты казахи импортируют. Кстати, среди продуктов питания наибольшим спросом пользуются белорусские товары.
«Тем временем казахские производители практически не могут выйти на российский или белорусский рынок, их туда просто не пускают», — отмечает собеседник.
Что касается общественного мнения, то, по наблюдениям Кривошеева, 70% граждан свои сбережения хранят в долларах.
«Это лучше всего демонстрирует, что народ думает про будущее Таможенного союза, — говорит он. — Люди толком даже не понимают, что такое Евразийский экономический союз. Сторонникам этой идеи кажется, что это восстановление СССР. И вот с 2015 года они будут жить, как раньше, — государство выдаст им бесплатные квартиры, решит все проблемы ЖКХ. Но ничего подобного не произойдет. Думающие люди в Казахстане понимают, что для России все эти союзы — это способ показать США свое имперское величие».
По мнению эксперта, главная проблема, вызванная интеграцией с Россией, — сужение круга экспортных партнеров. РФ ограничивает Казахстан от Запада. Кроме того, казахский бизнес не способен вступить в равную конкурентную борьбу с российскими производителями:
«В Казахстане живет 15 млн. человек. Экономика строится по принципу региональности. Наиболее крупный регион включает около 3 млн. человек. Для России это вообще не цифры».
«Казахстану и Беларуси значительно сложнее конкурировать, с точки зрения масштабов бизнеса, с коллегами из РФ, — отмечает председатель совета директоров Raimbek Group Раимбек Баталов. — Второй важный нюанс — вынужденное ужесточение норм растормаживания товаров на российской границе в виду эмбарго. Там проблемы с администрированием. Из Беларуси едет товар, на который наложены санкции, но почему к нам как к цивилизованным импортерам возникают какие-то претензии? Почему из-за проблем с администрированием этой, можно сказать, контрабанды внутри России цивилизованный бизнес Казахстана должен страдать? К сожалению, мы достаточно часто сталкиваемся с защитой их рынка, это факт».
Денис Кривошеев считает, что интеграция в рамках ЕАЭС просто убьет местный бизнес.
«Останется сфера обслуживания и добывающая отрасль. Ну, и бизнес, который обслуживает бюджетные программы. У нас 80% ВВП обеспечивается национальными компаниями, — отмечает он. — Единственный способ выживания, на мой взгляд, установление границ. Только тогда государство может сокращать импорт, повышать пошлины и развивать экономику».
В Армении опасаются роста цен
Армения не граничит ни с одной из стран таможенной тройки. Но чиновники обещают, что это не помешает полноценному сотрудничеству: в других государствах ТС будут признавать документы, выдаваемые Арменией, и необходимости растамаживать товары не будет.
Кроме того, Россия сняла экспортные пошлины на газ (это дает экономике Армении ежегодно 140 млн. долларов) и предоставила определенные гарантии по Нагорному Карабаху.
Еще один аргумент «за дружбу с Кремлем» — в России проживает около 2,5 млн. этнических армян. Зачастую семьи в Армении живут за счет денежных переводов из-за границы от родственников. Такие переводы формируют 18% ВВП (86% поступает из России).
Итак, членство Армении в ЕЭАС — вопрос решенный. Какие прогнозы у экспертов?
Директор Центра региональных исследований в Ереване Ричард Гирагосян считает, что «Армения дорого заплатит за союз с Россией, ведь в ближайшем будущем ожидается резкий рост цен».
Структура экономики здесь отличается от стран Евразийского союза. К примеру, пошлины на товары в два раза ниже. Кроме того, по мнению эксперта, Армения упустила возможность сближения с Евросоюзом. А это могло бы помочь преодолеть проблемы, связанные с географической изоляцией — две из четырех границ по-прежнему закрыты (с Турцией и Азербайджаном).
Бывший глава Центробанка Баграт Асатрян также скептично настроен относительно перспектив Армении в ЕАЭС: «У нас просто нет дорог, у нас нет возможности торговать в рамках Таможенного союза. К сожалению, это практически ничего Армении не даст».
Эксперт подтверждает, что одной из серьезных статей доходов населения являются трансферты из России. Кроме того, последнее 20 лет одним из основных источников прямых капитальных вложений в экономику Армении были российские инвестиции. И сейчас по этим позициям армяне ощутимо почувствовали последствия российского кризиса.
По словам лидера профсоюзной организации в Ереване Ваги Амирханян, в последние дни армяне массово забирали деньги из банков, в обменниках был ажиотаж на покупку долларов. Центральный банк заявил о девальвации национальной валюты на 40%. Вместе с тем, резко повысились цены на продукты, мебель, одежду и другие товары. В столице прошли акции протеста. Жители Еревана призвали правительство остановить рост цен в супермаркетах.
«Не знаем, чего ждать после Нового года, — говорит собеседница. — В обществе нарастают антироссийские настроения. И, несмотря на агрессивную пропаганду российского ТВ, холодильник побеждает телевизор».
Некоторые эксперты высказывали опасения, что интеграция с Россией негативно отразится на демократии Армении. И, по словам Ваги Амирханян, эти прогнозы уже начали сбываться:
«Представитель Совета национальной безопасности заявил, что пришло время бороться с общественными организациями и СМИ, которые выступают против Таможенного союза в Армении».
Договор в Кыргызстане подписали на фоне коррупционных скандалов
Непростая ситуация и в Кыргызстане. Там на днях подписали Договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу, но некоторые депутаты заявили, что даже не видели текст четырех приложений к документу.
«Народ воспринял эту новость тревожно, — говорит предприниматель из Бишкека Алмаз Алжамбаев. — Уже сейчас цены выросли, и это без повышения таможенных пошлин. Люди обеспокоены, потому что у многих родственники работают в России, зарабатывают рубли, которые сейчас обесцениваются. Плюс постоянные отключения электричества в регионах, коррупционные скандалы. И при этом власть не делает никаких усилий по преодолению кризиса».
Все это, по мнению предпринимателя, отразится на результатах парламентских выборов в 2015 году. Социал-демократической партии Кыргызстана, которую возглавлял действующий президент Алмазбек Атамбаев, будет непросто сохранить свои позиции.
Вице-президент ассоциации «Дордой» Сергей Пономарев обращает внимание, что в ближайшее время может возникнуть серьезная проблема с безработицей в стране:
«Около миллиона кыргызов работают в России. До кризиса они зарабатывали примерно 1200 долларов в месяц, половину отправляли семьям в Кыргызстан. Сейчас в долларовом эквиваленте их зарплата сократилась вдвое, поэтому многие могут вернуться на родину. Здесь, конечно, невозможно обеспечить всех работой с зарплатой, к которой они привыкли в России».
В Кыргызстане сохраняется отрицательный торговый баланс — около 3,3 млрд. долларов. Но раньше трудовые мигранты компенсировали около 2,5 млрд. долларов. Очевидно, что после падения российского рубля ситуация ухудшится.
Один из самых серьезных вопросов, по которым Кыргызстан не мог найти понимания у партнеров по Таможенному союзу — реэкспорт китайских товаров. 80% мелких предпринимателей в стране занимались именно этим. Больше всего такое положение дел не устраивало соседний Казахстан. В Кыргызстане находится крупнейших рынок в Средней Азии — «Дордой». Там занято около полумиллиона человек. Как будут жить эти люди, когда заработает Евразийский экономический союз?
Сергей Пономарев говорит, что с нового года заработать смогут только легальные предприниматели, которые заплатят таможенный сбор с каждого килограмма товара. Оптовики, кстати, уже потеряли около 80% объемов.
Ассоциация «Дордой» требует от правительства льготные кредиты для местного бизнеса в сфере легкой промышленности. Чтобы количество товара, сделанного в Кыргызстане, хотя бы наполовину соответствовало импорту из Китая. Сейчас соотношение 10% к 90%.
Но в бюджете нет денег на льготные кредиты для предпринимателей, говорит Пономарев: «Мы надеемся пролоббировать этот вопрос в Кыргызско-российском фонде развития. Пока там заложена программа по строительству логистических центров, ипотечному кредитованию».
Россия пообещала выделить фонду 1 млрд. долларов. Правда, было это до резкого падения рубля.
Еще один вопрос, который беспокоил граждан Кыргызстана, повысят ли таможенные пошлины на ввоз автомобилей. Чаще всего кыргызы везут авто из Литвы и Японии. Бишкеку удалось отстоять плавное повышение ставки на пять лет.
Что касается общественного мнения, то до экономического кризиса в России 70% кыргызов поддерживали идею вступления в Таможенный союз. Сейчас, по официальным опросам, число сторонников снизилось до 50%.
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева